Хозяйка_медной_горы (amazonka_urals) wrote,
Хозяйка_медной_горы
amazonka_urals

Пищат да лезут ...

ЭТНОГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ РЕСУРС

История о том, как московскую учительницу, попытавшуюся вступиться за своего сына, выжили с работы, а потом еще и обвинили в суде, стала известна обществу сначала от корреспондентов газеты "Комсомольская правда", а затем ею занялась молодая русская правозащитница Наташа Холмогорова. После первойй встречи с героиней этой истории Наташа написала в своем ЖЖ очень хороший материал, дающий очень ясное представление как о личности самой учительницы музыки, так и о том, что случилось с ее сыном 17 мая этого года и что произошло потомhttp://nataly-hill.livejournal.com/903185.html#cutid1
Почитав материалы, касающиеся этой истории, я задумалась о том, какие корни и какие мотивы лежат в основе подобных вещей.
Сразу понятно, что в классе сформировалась мальчишеская группировка, возглавляемая сыном московского чиновника Мамедова, чеченцем по национальности и сыном московского предпринимателя Тагиева, азербайджанцем с российским гражданством. В группировки вошли также несколько русских мальчиков, т.е. этнической эти команда отнюдь не была. Однако вели себя эти мальчики достаточно нагло как по отношению к учителям, так и по отношению к другим детям. При этом лидеры группировки Мамедов и Тагиев, судя по всему, выделялись особой наглостью.
Но если обратиться непосредственно к истории с избиением сына учительницы мальчика Саши Трофимова, после которого тот попал в больницу с сотрясением мозга, то возникает масса недоуменных вопросов. Во-первых, избивал мальчика Сашу мальчик Камран прямо в классе в присутствии учительницы. Я бы не удивилась, если б это было сделано на задворках школы или в туалете, на худой конец, но это было сделано абсолютно ДЕМОНСТРАТИВНО на глазах всех одноклассников и учительницы. ПОЧЕМУ? С какой целью?
Известно, что накануне мать Саши, учительница музыки Светлана Валерьевна во время экскурсии отругала Камрана за безобразное поведение. Напрашивается предположение, что между этими двумя событиями существует прямая связь. Возникает подозрение, что Камран решил публично наказать СЫНА за "неправильное" поведение МАТЕРИ. А в чем, собственно, состояло, по мнению 13-летнего Камрана , это самое "неправильное" поведение? А в том, что она, женщина, публично отругала его за плохое поведение, унизив тем самым его "мужественность", а потому для "защиты попранной мужской части" ближайший родственник женщины должен понести публичное наказание.
Мальчик Камран - азербайжанец, уроженец Баку. Его отец также уроженец Баку, к тому же с 1981 года живет в Москве. Соответствует ли такое поведение Камрана нормам городской азербайджанской культуры? Не соответствует ни разу. Баку - старый промышленный центр, крупный мегаполис и ничего похожего в культуре бакинцев вы не обнаружите. И даже то, что отец Камрана явно культировал в сыне непомерные амбиции, все равно это необъясняет такое поведение сына.
Отец Камрана - тип крайне несимпатичный и не вызывает ни малейшего доверия, однако он не мог передать своему сыну подобные стереотипы поведения. Ну, и откуда в таком случае Камран мог понахвататься подобных вещей?
А как началась драка? Драка началась с того, что малолетний Мамедов встал в дверях и заявил Саше"Вот сейчас Камран тебе вдарит и после этого ты пойдешь." Ну и что же это такое, как не публичная демонстрация "защиты чести"? Если проблемы у мальчиков возникли между собой, то дерутся они за углом, а не на глазах у всего честного народа, да еще и тем более у учительницы. И чьей культуре это более всего соответствует? Уж никак не культуре азербайджанского мегаполиса. Это присуще носителям другой культуры. Где женщин годами держали чуть ли не за рабынь, а мужчина - это воин, работать ему не положено, он носит в руках оружие. Это культура горных аулов, где кровная месть является нормой жизни. Достаточно вспомнить другой эпизод, о котором также рассказано, где брат мелкого Мамудова бросился душить учительницы прямо на уроке. После чего была уволена ... учительница.
Однако ведь и эти чеченские мальчики тоже ни разу не горцы. Они - москвичи в первом поколении, родились и растут в Москве, а вовсе не в горах. И какие же причины заставляют их следовать подобным стереотипам? Гены? Горячая кровь или все же что-то другое? Н-да... Однако, если подобным стереотипам пытаются подражать не только азребайджанские мальчики, но даже некоторые русские мальчики тут тоже крутятся вокруг них, то напрашивается вопрос: может быть, следование подобным стереотипам сулит им какие-то выгоды в рамках нашего социума? А то нет.
Они - москвичи. И их родители принадлежат к прослойке, занимающей положение между верхами среднего класса и так называемой "элитой". И они, без сомнения, с малолетства озабочены тем, чтобы подняться еще выше по социальной лестнице. А что для этого нужно прежде всего? Задача № 1 - оттолкнуть как можно более обширную социальную группу от подступов к социальному лифту. Ну и какую же?
Формально наш социум является эгалитарным. Доступ к социальному лифту ограничивается на основании очень небольшой группы признаков, из которых можно прежде всего упомянуть судимость и учет у психиатра. пол, национальность и имущественное положение формально никакой роли не играют. Уровень образования - да, значим, но не имущественное положение. Поэтому, чтобы расчистить себе дорогу, нужно ввести дополнительные ограничения для как можно более обширной группы людей. Такой группой, разумеется, являются женщины, особенно, учитывая то, что уровень образования российских женщин даже несколько выше, чем мужчин (среди лиц с высшим образованием женщины составляют 53%, это по России в целом, без учета этничности, разумеется, русские женщины составляют среди них самую большую долю, так как русские - самая большая нация). И именно поэтому с такой истерической назойливостью эксплуатируется этот стереотип маскулинности, на который нельзя "посягать". ну ни при каких обстоятельствах. При этом, разумеется, что вместе с женщинами, от подступов к социальному лифту автоматически отсекаются также и мальчики из неполных семей. Нехилая получается социальная группа, где-то примерно две трети населения.
И мы все это должны терпеть и носиться с их этой самой "мужественностью" как с писаной торбой? Да она нам на фиг не упала. И если в московских школах сложилась практика потакания подоным стереотипам, то с этим необходимо срочно что-то делать. Это опасно для общества.
Наташа Холмогорова абсолютно права, говоря о том, что эта история касается не только русского правозащитного движения, но и левых политиков, так как проблема этнические здесь тесно переплетены с проблемами социальными. Но я считаю, что здесь внутри лежат этногендерные стереотипы, которые эксплуатируются как социальный ресурс в корыстных целях, поэтому история касается также и левых феминисток. Эти стереотипы на самом деле скорее не этнические, а псевдоэтнические. Это мультинациональный неопатриархат, берущий за основу наиболее жесткие этнические стереотипы маскулинности и пытающийся внедрить их в современный социум, разумеется, с целью доступа к власти и ресурсам. А то, что формирующий слой - подростки, так чему тут удивляться-то? Именно они и заинтересованы в формировании такого вот культурного "симбиоза".
Русские правозащитники указывают на ярковыраженные антирусскость данного явления. А чему тут удивляться-то? Русские патриархальные стереотипы, во-первых, даже в своей традиционной форме являются недостаточно жесткими, чтобы надежно обеспечить путь на верхушку социальной пирамиды, а , во-вторых, они выглядят крайне устаревшими и архаичными. А эти стереотипчики пока еще пытается позиционировать себя как "последний писк".
Tags: аналитика, социальное расслоение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments