Хозяйка_медной_горы (amazonka_urals) wrote,
Хозяйка_медной_горы
amazonka_urals

  • Music:

Почему Трансполярная магистраль когда-нибудь будет обязательно построена

Идея о строительстве Трансполярной магистрали была выдвинута русскими инженерами еще в конце 19 столетия.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F0%E0%ED%F1%EF%EE%EB%FF%F0%ED%E0%FF_%EC%E0%E3%E8%F1%F2%F0%E0%EB%FC
Трансполярной магистралью в широком смысле этого термина называют проект железнодорожной магистрали, начинающейся восточнее Архангельска , проходящей через наше Арктическое побережье к берегам Охотского и Чукотского морей, где она может быть продолжена тоннелем под Берингом, уходя далее на Аляску (существует также проект, который называется Трансконтиненталь - это проект железнодорожной магистрали, начинающейся от Нижнего Бестяха (это самая крайняя точка уже практически достроенного АЯМа, Нижний Бестях - это поселок, расположенный на правом берегу Лены, напротив Якутска) и проходящий либо через северную часть Магаданской области (Сусуман-Оротукан -Омсучкан, далее на Чукотку), либо поворачивающий от Кердема на Усть-неру и Мому, далее Среднеколымск, Билибино, далее туда же, к мысу Дежнева).
В узком смысле Трансполярной магистралью называют также знаменитую Мертвую дорогу Чум-Салехард-Игарка-Норильск, печально знаменитые сталинские стройки 501 и 503, которые были начаты , а потом заброшены. Сейчас небольшая часть этой дороги уже восстановлена, это кусок от Коротчаева до Надыма, и также строится кусок Надым- Салехард, идет строительство моста через реку Надым.
Когда эту тематику начинает обсуждать широкая общественность, то слышатся возгласы о том, что, мол, на фиг туда лезть, да там же почти нет населения, кого эта дорога будет обслуживать и так далее, и тому подобное. Как инженер-геолог, могу добавить, что там, к тому же еще и зона совершенно сплошного распространения вечной мерзлоты, а это такая пакость для транспортного строительства, такая пакость, что просто слов нету. Термин "динамическая расструктуризация вечно-мерзлых грунтов" знаком каждому, кто сталкивался с задачами транспортного строительства в зоне распространения вечной мерзлоты. Ну, это просто такая гадость, что слов нету. Вечно-мерзлые грунты под влиянием динамических нагрузок утрачивают структуру и "плывут", в результате чего их несущая способность резко падает. На БАМе немного научились бороться с этой гадостью, поддерживая грунт в теле насыпи в вечно-мерзлом состоянии с помощью фреоновых трубок, заложенных в теле насыпи. Но это удорожает стоимость эксплуатации.
И тем не менее этот проект бурно обсуждается специалистами. Почему? Да потому что путь этот самый короткий из возможных сухопутных путей с запада на восток. Почему? Да вот почему. Вот здесь подробно объясняется, что такое локсодромия и ортодромия http://masterok.livejournal.com/927542.html
В посте по ссылке есть подробные формулы, касающиеся того, как вычисляется та и другая траектории. Дело в том, что наша Земля - шар, точнее , почти шар. И кратчайшее расстояние между двумя точками на ее поверхности - не прямая, а кривая, расположенная на дуге большого круга, соединяющая две точки на ее поверхности. Это и есть ортодромия. Ну, строго говоря, по ортодромии могут летать только самолеты, да и не всегда они летают по такой траектории. Иногда могут ходить корабли, но они могут ходить только по морю, а такую траекторию не всегда можно проложитть только по морю. И уж железные дороги по ортодромии точно не построишь - ортодромия-то тут будет пролегать через территорию Северного Ледовитого. Тем не менее, траектория, проложенная вдоль Арктического побережья все равно будет намного короче, чем все варианты, проходящие южнее. Потому что длина градуса долготы не постоянна и зависит от широты, чем выше широта, тем короче градус долготы. Вот и весь секрет.Например, длина магистрали, проложенной вдоль Арктического побережья от Уэлена до Минска, составит всего порядка 8500 км. Это меньше, чем от Москвы до Владивостока по Транссибу.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments