Вот так выглядит карта моего 40-дневного путешествия по Болгарии и Балканским странам по земле из Киева:

Как видно по карте, были последовательно пройдены такие страны: Украина – Молдавия (чуть-чуть совсем) – Румыния – Болгария – Греция – Македония – Албания – Черногория – Хорватия – Босния – Сербия – Болгария – Румыния – Молдавия – Украина.
Как добраться в регион? Самый дешевый способ добраться из СНГ в Болгарию – это не самолет, и не прямой поезд Москва – Киев – София, а автобус Одесса – Варна. Особенность этой линии, что она обычная рейсовая, несезонная (летом то до Болгарии есть чартерные автобусы даже из Москвы), и ехать на ней можно круглый год, что очень удобно. Билет от Одессы до Варны стоит 40 евро, билет в плацкарт от Киева до Одессы – еще 10, таким образом за 50 евро можно из Киева попасть в крупный курортный болгарский город. Если в Киеве сесть в поезд Москва – София, то билет будет стоит не 50, а 100 евро – в два раза дороже, а всё потому что есть только купе, прицепили бы они плацкарты, этот способ добирания стал бы самым популярным наверное. Но не хотят, а при этом жалуются, что доходы у ж/д падают. Шустрее надо быть.
Добраться же из Киева в Югославию – вообще хреново. Прямых самолетов нет (если не считать летние чартеры для пакетников на море), автобус или автостоп – нужна транзитная румынская виза или венгерская, которая и вовсе шенген. Так что логично ехать через Болгарию, и совмещать посещение её с Югославией.
Как ездить по региону?
Железная дорога. Ситуация с ж/д в на Балканах хреновая, гораздо хуже чем в СНГ. Тут она находится в активном умирании. Поезда в Болгарии все сидячие, плацкарты и купе цепляют только к одному ночному София – Варна и к бургасскому могут, и то не всегда, надо заранее спрашивать кассиров, если нужно, когда он будет. Никаких «Интерсити», как в центральной Европе или Украине, в Болгарии и других югославских странах, аналогично в Албании, нету вообще. Практически все поезда в этих странах – обычные сидячие электрички, с мягкими правда сиденьями, то есть по комфорту они соответствуют нашим собакам–экспресс. Могут все сиденья быть в общем пространстве или разделены на купе на 6 человек с дверкой – на цену это не влияет обычно.
В таких поездах что хреново – европейскость :-)) Остановки не объявляют, если нужно выйти на маленькой станции – приходится по карте отслеживать где едем, чтобы не прозевать, ведь стоянка может быть и полминуты. А если в темноте – то и названия станции не разглядишь, вообще жопа. И расписание внутри вагонов не висит. Проводников нет – спросить где выходить можно только у контролеров, они по евротрадиции в первом вагоне сидят или ходят проверяют билеты. Из-за того, что нет проводников, и безопасность проезда ниже – могут стырить что-то если заснешь, и не заметишь. И внутри поездов не продается обычно ничего (только в экспрессах болгарских – чипсы и вода, с пивом), и нелегальной торговли нет. И на платформах ничего не купишь – не продают там ничего, так как стоянки маленькие и не успеют пассажиры выйти, да и не знают они сколько стоянка часто – ведь расписания то нет нигде. И вокзалы заплеванные в большинстве стран – даже в Салониках в Греции богатой хоть и чисто, но очень простенько. Сверкающих мраморных вокзалов с золочеными люстрами, как у нас, с теплыми залами ожидания, кафе и ресторанами, в юго-восточной Европе не найдешь. В целом, пусть «евротолерасты» кричат сколько угодно, но советская система ж/д сообщения – лучшая из всех, что видел. По сравнению с европейской она гораздо удобнее. О цене и говорить не приходится.
Кроме того, что выбор вагонов мизерный – никаких лежачих нет почти, интерсити нет, ни хрена нет, так еще и поезда через границу не ходят там почти! И это на Балканах – где от одной страны до другой, как от одной российской области до другой – расстояния то крошечные! Так что как видим, и автостоп там хреновый, и поезда.
Уже 2 года как сдыхающая греческая ж/д отменила вообще все поезда (!!!) из Греции за границу. Нет ни одного поезда ни на Македонию, ни на Болгарию, ни на Турцию, ни в Албанию. Греция нынче – ж/д остров.
Дальше пошли. Из Албании еще в прошлом году был поезд, что шел из Тираны через горы до Охридского озера, до границы с Македонией. Как пишет «Лонли планет», самый красивый был маршрут ж/д. Я даже думал на нем прокатиться. И что? Нет его уже, отменили, увы. Так что не только через границу, но и до границы из Тираны не доехать. Ни на Грецию, ни на Македонию, ни на Черногорию из Албании поездов нет. Еще один ж/д остров. Понимаете, к чему там дело идет? К полному вымиранию ж/д. И это в такой густонаселенной местности, где казалось бы поезда могли бы пользоваться большим спросом. Ан нет.
Прикольная вещь - албанский поезд, удалось на нем покататься. Вагоны древние, стекла выбиты камнями – гопо-дети развлекаются, в стеклах или дыры с трещинами, или окон вообще нет. Двери не закрываются в купе или отваливаются. Туалеты или вонючая дыра в полу, или вообще сломан и зайти нельзя. Жесть! Пролегает албанская ж/д через разрушенные социалистические заводы, трущобы, цыганские замусоренные кварталы. Грязь страшная из окон видна. Интересный, атмосферный вид транспорта.
Из Болгарии в Румынию сообщение типа есть – но знаете как выглядит поезд с гордым названием София – Бухарест? Из столицы одного государства Евросоюза в другое? Я его внимательно осмотрел. Из Софии отправляется три вагона и локомотив, из которых два вагона – внутренние болгарские пригородные, их по пути отцепляют, и лишь один (!) вагон – примитивный, сидячий, годов 70-х по виду, давно без ремонта – направлялся в Бухарест. То есть весь этот так называемый международный поезд – это один б/у-шный вагон. Думаю, через несколько лет его не останется и Болгария станет таким же ж/д островом. Вся надежда лишь на «последний из могикан» поезд Москва – София, все таки в России по сравнению с югом Европы ж/д на высоком уровне, не дадут так всё развалить, как там.
Еще про Болгарию. Есть еще типа сообщение Бухарест – Стамбул, через Болгарию. Это также 1 вагон, иногда 2 вагона. Масштабы впечатляют? Но думаете можно проехать на этом поезде нормально? Фигушки. Он доезжает до какой-то станции чуть южнее Русе (если ехать с севера), далее всех пассажиров с билетами выгружают в автобус и везут часть пути по Болгарии в автобусе, это всё из-за ремонта путей. Затем их снова садят в поезд, довозят до турецкой границы, после чего снова загружают в автобус – в Турции тоже ж/д на ремонте. И много желающих ли пользваться таким «комфортабельным» жд сообщением, когда на промежуточных участках нужно два раза пересаживаться на автобусы? Ахтунг.
Болгария и Македония хоть и соседи – но между ними ни один поезд не ходит. А так как, напомню, из Македонии не уехать на поезде ни в Албанию, ни в Грецию, то выходит что это тоже почти ж/д остров – остались лишь вагончики оттуда на Сербию по одной ветке, и всё.
А стоит добавить, что из Болгарии в Сербию ходит только 1 пригородный в день, и всё. И это по магистальной то ветке Париж – Стамбул, по которой ходил знаменитый «Восточный экспресс», описанный у Агаты Кристи.
А есть еще Косово – в котором опять нет никаких поездов.
Ни одного хоть сколько-нибудь крупного отремонтированного вокзала, не говоря уже о новопостроенном, ни в одной стране по ходу поездки я не видел. Большинство – царской или советской постройки, запущенные, часто заплеванные, серые, унылые, с блеклым освещением. Ни один вокзал не работает всю ночь.
В общем, мой прогноз, что лет через 20 вообще сообщение по жд как вид передвижения вымрет в Юго-Восточной Европе, останется только какой-то кусочек может маленький, для фанатов.

Как видно по карте, были последовательно пройдены такие страны: Украина – Молдавия (чуть-чуть совсем) – Румыния – Болгария – Греция – Македония – Албания – Черногория – Хорватия – Босния – Сербия – Болгария – Румыния – Молдавия – Украина.
Как добраться в регион? Самый дешевый способ добраться из СНГ в Болгарию – это не самолет, и не прямой поезд Москва – Киев – София, а автобус Одесса – Варна. Особенность этой линии, что она обычная рейсовая, несезонная (летом то до Болгарии есть чартерные автобусы даже из Москвы), и ехать на ней можно круглый год, что очень удобно. Билет от Одессы до Варны стоит 40 евро, билет в плацкарт от Киева до Одессы – еще 10, таким образом за 50 евро можно из Киева попасть в крупный курортный болгарский город. Если в Киеве сесть в поезд Москва – София, то билет будет стоит не 50, а 100 евро – в два раза дороже, а всё потому что есть только купе, прицепили бы они плацкарты, этот способ добирания стал бы самым популярным наверное. Но не хотят, а при этом жалуются, что доходы у ж/д падают. Шустрее надо быть.
Добраться же из Киева в Югославию – вообще хреново. Прямых самолетов нет (если не считать летние чартеры для пакетников на море), автобус или автостоп – нужна транзитная румынская виза или венгерская, которая и вовсе шенген. Так что логично ехать через Болгарию, и совмещать посещение её с Югославией.
Как ездить по региону?
Железная дорога. Ситуация с ж/д в на Балканах хреновая, гораздо хуже чем в СНГ. Тут она находится в активном умирании. Поезда в Болгарии все сидячие, плацкарты и купе цепляют только к одному ночному София – Варна и к бургасскому могут, и то не всегда, надо заранее спрашивать кассиров, если нужно, когда он будет. Никаких «Интерсити», как в центральной Европе или Украине, в Болгарии и других югославских странах, аналогично в Албании, нету вообще. Практически все поезда в этих странах – обычные сидячие электрички, с мягкими правда сиденьями, то есть по комфорту они соответствуют нашим собакам–экспресс. Могут все сиденья быть в общем пространстве или разделены на купе на 6 человек с дверкой – на цену это не влияет обычно.
В таких поездах что хреново – европейскость :-)) Остановки не объявляют, если нужно выйти на маленькой станции – приходится по карте отслеживать где едем, чтобы не прозевать, ведь стоянка может быть и полминуты. А если в темноте – то и названия станции не разглядишь, вообще жопа. И расписание внутри вагонов не висит. Проводников нет – спросить где выходить можно только у контролеров, они по евротрадиции в первом вагоне сидят или ходят проверяют билеты. Из-за того, что нет проводников, и безопасность проезда ниже – могут стырить что-то если заснешь, и не заметишь. И внутри поездов не продается обычно ничего (только в экспрессах болгарских – чипсы и вода, с пивом), и нелегальной торговли нет. И на платформах ничего не купишь – не продают там ничего, так как стоянки маленькие и не успеют пассажиры выйти, да и не знают они сколько стоянка часто – ведь расписания то нет нигде. И вокзалы заплеванные в большинстве стран – даже в Салониках в Греции богатой хоть и чисто, но очень простенько. Сверкающих мраморных вокзалов с золочеными люстрами, как у нас, с теплыми залами ожидания, кафе и ресторанами, в юго-восточной Европе не найдешь. В целом, пусть «евротолерасты» кричат сколько угодно, но советская система ж/д сообщения – лучшая из всех, что видел. По сравнению с европейской она гораздо удобнее. О цене и говорить не приходится.
Кроме того, что выбор вагонов мизерный – никаких лежачих нет почти, интерсити нет, ни хрена нет, так еще и поезда через границу не ходят там почти! И это на Балканах – где от одной страны до другой, как от одной российской области до другой – расстояния то крошечные! Так что как видим, и автостоп там хреновый, и поезда.
Уже 2 года как сдыхающая греческая ж/д отменила вообще все поезда (!!!) из Греции за границу. Нет ни одного поезда ни на Македонию, ни на Болгарию, ни на Турцию, ни в Албанию. Греция нынче – ж/д остров.
Дальше пошли. Из Албании еще в прошлом году был поезд, что шел из Тираны через горы до Охридского озера, до границы с Македонией. Как пишет «Лонли планет», самый красивый был маршрут ж/д. Я даже думал на нем прокатиться. И что? Нет его уже, отменили, увы. Так что не только через границу, но и до границы из Тираны не доехать. Ни на Грецию, ни на Македонию, ни на Черногорию из Албании поездов нет. Еще один ж/д остров. Понимаете, к чему там дело идет? К полному вымиранию ж/д. И это в такой густонаселенной местности, где казалось бы поезда могли бы пользоваться большим спросом. Ан нет.
Прикольная вещь - албанский поезд, удалось на нем покататься. Вагоны древние, стекла выбиты камнями – гопо-дети развлекаются, в стеклах или дыры с трещинами, или окон вообще нет. Двери не закрываются в купе или отваливаются. Туалеты или вонючая дыра в полу, или вообще сломан и зайти нельзя. Жесть! Пролегает албанская ж/д через разрушенные социалистические заводы, трущобы, цыганские замусоренные кварталы. Грязь страшная из окон видна. Интересный, атмосферный вид транспорта.
Из Болгарии в Румынию сообщение типа есть – но знаете как выглядит поезд с гордым названием София – Бухарест? Из столицы одного государства Евросоюза в другое? Я его внимательно осмотрел. Из Софии отправляется три вагона и локомотив, из которых два вагона – внутренние болгарские пригородные, их по пути отцепляют, и лишь один (!) вагон – примитивный, сидячий, годов 70-х по виду, давно без ремонта – направлялся в Бухарест. То есть весь этот так называемый международный поезд – это один б/у-шный вагон. Думаю, через несколько лет его не останется и Болгария станет таким же ж/д островом. Вся надежда лишь на «последний из могикан» поезд Москва – София, все таки в России по сравнению с югом Европы ж/д на высоком уровне, не дадут так всё развалить, как там.
Еще про Болгарию. Есть еще типа сообщение Бухарест – Стамбул, через Болгарию. Это также 1 вагон, иногда 2 вагона. Масштабы впечатляют? Но думаете можно проехать на этом поезде нормально? Фигушки. Он доезжает до какой-то станции чуть южнее Русе (если ехать с севера), далее всех пассажиров с билетами выгружают в автобус и везут часть пути по Болгарии в автобусе, это всё из-за ремонта путей. Затем их снова садят в поезд, довозят до турецкой границы, после чего снова загружают в автобус – в Турции тоже ж/д на ремонте. И много желающих ли пользваться таким «комфортабельным» жд сообщением, когда на промежуточных участках нужно два раза пересаживаться на автобусы? Ахтунг.
Болгария и Македония хоть и соседи – но между ними ни один поезд не ходит. А так как, напомню, из Македонии не уехать на поезде ни в Албанию, ни в Грецию, то выходит что это тоже почти ж/д остров – остались лишь вагончики оттуда на Сербию по одной ветке, и всё.
А стоит добавить, что из Болгарии в Сербию ходит только 1 пригородный в день, и всё. И это по магистальной то ветке Париж – Стамбул, по которой ходил знаменитый «Восточный экспресс», описанный у Агаты Кристи.
А есть еще Косово – в котором опять нет никаких поездов.
Ни одного хоть сколько-нибудь крупного отремонтированного вокзала, не говоря уже о новопостроенном, ни в одной стране по ходу поездки я не видел. Большинство – царской или советской постройки, запущенные, часто заплеванные, серые, унылые, с блеклым освещением. Ни один вокзал не работает всю ночь.
В общем, мой прогноз, что лет через 20 вообще сообщение по жд как вид передвижения вымрет в Юго-Восточной Европе, останется только какой-то кусочек может маленький, для фанатов.