Просто замечательное интервью профессора петербургской православной Духовной академии, настоятеля храма апостолов Петра и Павла протоиерея Георгия МИТРОФАНОВА:
Осужденных девушек необходимо выпустить и простить.
Срывание футболок с символикой Pussy Riot – хулиганство, православные дружины создавать не надо, а многим священникам в церкви не место, так как они не имеют никакого отношения к христианству.
– В последнее время интерес СМИ к РПЦ возникает в основном по причине громких скандалов, в которых замешаны и патриарх, и священнослужители более низкого ранга. Почему церковь подставляется?
– На протяжении двадцати лет мы пребывали в ощущении того, что в нашей обезбоженной стране есть народ, который в глубине души своей за все семьдесят лет коммунистического режима остался православным, и нужно помочь этим людям свою православную веру выявить. Откроем храмы, восстановим монастыри, и пойдут туда православные люди, как шли когда-то туда их предки.
– Не пошли?
– Да. Мы потратили огромное количество сил на то, чтобы создать внешние условия для развития религиозной жизни, а она не развивается. Но стала появляться информация, что и представители церковной иерархии могут вести себя, как обыкновенные постсоветские обыватели, что они бывают корыстны, лукавы, исполнены низкопоклонства перед властью. Увидев это, общество радостно воскликнуло: «Ах, так! Мы-то думали, что вы не такие как мы, что вы лучше нас. А раз вы такие, как мы, значит, вы хуже нас, потому что смеете учить нас какой-то лучшей жизни».
– Так может просто не давать поводов?
– Безусловно, поводов давать не надо. И когда на днях протодьякон Сергий Фрунза, столкнувшись на дороге с двумя женщинами, стал выяснять с ними отношения в традициях наших постсоветских автомобилистов, ситуация действительно была отвратительной. Речь шла не просто о мужчине, ударившем женщину, а о священнослужителе, ударившем женщину.
– Священников, которые недавно совершили в Москве аварии, нужно изгнать из церкви?
– Строго говоря, даже случайно проливший кровь священник должен быть запрещен в служении. Он не может быть совершителем церковных таинств. Сейчас оба этих священника – отец Тимофей и отец Илия – временно запрещены в служении. Другое дело, что появилось новое поколение священников, для которых машина важна как форма самоутверждения.
Священники норовят жить вызывающе роскошно, тем самым дискредитируя и самих себя, и церковь. Мне грустно от того, что почетным прихожанином храма оказывается вдруг Киркоров. А если говорить об игумене Тимофее, то мне стыдно, что я ношу точно такую же рясу, как он.
– Почему же церковь не осуждает священников, позволяющих себе ездить на дорогих машинах с «блатными» номерами?
– Здесь сказывается отсутствие культуры и у этих людей, и у их начальников.
Священник в роскошной машине не просто безнравственен, он смешон, как дьявольская пародия на священника. Священнику стыдно жить лучше его прихожан.
– Девушек из Pussy Riot осудили за хулиганство по мотивам религиозной ненависти. Вы согласны, что у них были такие мотивы?
– Не знаю. Я не вижу здесь никакого яркого творчества, даже направленного на эпатаж кого бы то ни было. Это выглядело просто как хулиганство и хамство. Но для меня гораздо важнее то, как реагировала наша церковь. Если элемент провокативности и был в этом действии, то он удался в том смысле, что мы не смогли по-христиански отреагировать на эту ситуацию.
В условиях, когда женщины оказались в заключении, на мой взгляд, совершенно не заслуженном, мы должны были обозначить свою позицию таким образом, чтобы дать им возможность выйти на свободу, вернуться к своим детям. А самое главное – дать им почувствовать, что церковь отличается от того идеологического монстра, который возник в их сознании.
– Как следовало повести себя церкви?
– Мы не только должны были проявить милосердие, даже когда они и не просили прощения, но и показать, что поношение Христа, а их действия восприняли именно так, хотя они и утверждали обратное, не делает христиан мстителями и палачами. К сожалению, мы этот шанс упустили.
– После истории с «панк-молебном» стали появляться «православные дружины». Насколько они нужны?
– Пускай храмы охраняет служба охраны, благо в храме Христа Спасителя она есть. И видимо, плохо исполняет свои обязанности, раз охранники выступали на процессе как потерпевшие, а не как свидетели. Затею с православными дружинами считаю совершенно бессмысленной и свидетельствующей о том, что в церковной среде очень живы советские стереотипы о всякого рода добровольных народных дружинах.
– Те, кто срывает футболки с изображением участниц Pussi Riot, тоже называют это служением церкви.
– Хулиганство остается хулиганством, под какими бы лозунгами оно ни происходило – Pussy Riot или православия. Но мне, как священнику, печальнее, когда это происходит под прикрытием православных лозунгов (читать полностью).
Осужденных девушек необходимо выпустить и простить.
Срывание футболок с символикой Pussy Riot – хулиганство, православные дружины создавать не надо, а многим священникам в церкви не место, так как они не имеют никакого отношения к христианству.
– В последнее время интерес СМИ к РПЦ возникает в основном по причине громких скандалов, в которых замешаны и патриарх, и священнослужители более низкого ранга. Почему церковь подставляется?
– На протяжении двадцати лет мы пребывали в ощущении того, что в нашей обезбоженной стране есть народ, который в глубине души своей за все семьдесят лет коммунистического режима остался православным, и нужно помочь этим людям свою православную веру выявить. Откроем храмы, восстановим монастыри, и пойдут туда православные люди, как шли когда-то туда их предки.
– Не пошли?
– Да. Мы потратили огромное количество сил на то, чтобы создать внешние условия для развития религиозной жизни, а она не развивается. Но стала появляться информация, что и представители церковной иерархии могут вести себя, как обыкновенные постсоветские обыватели, что они бывают корыстны, лукавы, исполнены низкопоклонства перед властью. Увидев это, общество радостно воскликнуло: «Ах, так! Мы-то думали, что вы не такие как мы, что вы лучше нас. А раз вы такие, как мы, значит, вы хуже нас, потому что смеете учить нас какой-то лучшей жизни».
– Так может просто не давать поводов?
– Безусловно, поводов давать не надо. И когда на днях протодьякон Сергий Фрунза, столкнувшись на дороге с двумя женщинами, стал выяснять с ними отношения в традициях наших постсоветских автомобилистов, ситуация действительно была отвратительной. Речь шла не просто о мужчине, ударившем женщину, а о священнослужителе, ударившем женщину.
– Священников, которые недавно совершили в Москве аварии, нужно изгнать из церкви?
– Строго говоря, даже случайно проливший кровь священник должен быть запрещен в служении. Он не может быть совершителем церковных таинств. Сейчас оба этих священника – отец Тимофей и отец Илия – временно запрещены в служении. Другое дело, что появилось новое поколение священников, для которых машина важна как форма самоутверждения.
Священники норовят жить вызывающе роскошно, тем самым дискредитируя и самих себя, и церковь. Мне грустно от того, что почетным прихожанином храма оказывается вдруг Киркоров. А если говорить об игумене Тимофее, то мне стыдно, что я ношу точно такую же рясу, как он.
– Почему же церковь не осуждает священников, позволяющих себе ездить на дорогих машинах с «блатными» номерами?
– Здесь сказывается отсутствие культуры и у этих людей, и у их начальников.
Священник в роскошной машине не просто безнравственен, он смешон, как дьявольская пародия на священника. Священнику стыдно жить лучше его прихожан.
– Девушек из Pussy Riot осудили за хулиганство по мотивам религиозной ненависти. Вы согласны, что у них были такие мотивы?
– Не знаю. Я не вижу здесь никакого яркого творчества, даже направленного на эпатаж кого бы то ни было. Это выглядело просто как хулиганство и хамство. Но для меня гораздо важнее то, как реагировала наша церковь. Если элемент провокативности и был в этом действии, то он удался в том смысле, что мы не смогли по-христиански отреагировать на эту ситуацию.
В условиях, когда женщины оказались в заключении, на мой взгляд, совершенно не заслуженном, мы должны были обозначить свою позицию таким образом, чтобы дать им возможность выйти на свободу, вернуться к своим детям. А самое главное – дать им почувствовать, что церковь отличается от того идеологического монстра, который возник в их сознании.
– Как следовало повести себя церкви?
– Мы не только должны были проявить милосердие, даже когда они и не просили прощения, но и показать, что поношение Христа, а их действия восприняли именно так, хотя они и утверждали обратное, не делает христиан мстителями и палачами. К сожалению, мы этот шанс упустили.
– После истории с «панк-молебном» стали появляться «православные дружины». Насколько они нужны?
– Пускай храмы охраняет служба охраны, благо в храме Христа Спасителя она есть. И видимо, плохо исполняет свои обязанности, раз охранники выступали на процессе как потерпевшие, а не как свидетели. Затею с православными дружинами считаю совершенно бессмысленной и свидетельствующей о том, что в церковной среде очень живы советские стереотипы о всякого рода добровольных народных дружинах.
– Те, кто срывает футболки с изображением участниц Pussi Riot, тоже называют это служением церкви.
– Хулиганство остается хулиганством, под какими бы лозунгами оно ни происходило – Pussy Riot или православия. Но мне, как священнику, печальнее, когда это происходит под прикрытием православных лозунгов (читать полностью).