Хозяйка_медной_горы (amazonka_urals) wrote,
Хозяйка_медной_горы
amazonka_urals

Записки незаинтересованной москвички.

Когда я около месяца тому назад прочла на железнодорожном форуме сообщение о том, что 15 ноября в Нижнем Бестяхе намечается укладка "золотого звена" АЯМа и в Якутии по этому поводу будет большой праздник и в городах прогремят салюты, я вдруг обнаружила, что экран монитора перед моими глазами начал предательски так расплываться. Я обнаружила, что я сижу перед экраном и банально так реву. Ну, то есть слезы у меня текут.
Я живу в Москве, а не в Якутии. И мне лично эта дорога не нужна, она конкретно на сегодняшний день на мою личную жизнь никак не влияет. И не мне придется в ближайшие годы пересекать на пароме или на автомобиле по льду Лену, чтобы попасть из Якутска в Нижний Бестях к железнодорожной станции. Ну да, в начале 80-х я там работала, как раз на изысканиях под этой самый АЯМ. И только-то. И человек я совершенно не сентиментальный. Мало ли где и когда я работала.
Однако ж прошло полмесяца после того большого праздника, а споры на железнодорожном форуме до сих пор не утихают. Споры о значении уже построенной железки и о нужности/ненужности будущего моста через Лену. И мне это дико и удивительно.
http://forum.tr.ru/read.php?7,1092732,page=3
Ну, вот это, к примеру:
"...Что вы собираетесь возить в якутский речной порт?
Грузы по поселкам на Лене лт Усть-Кута до Якутска как возили по Лене, так и будут возить. Но это от силы 5-10% всего потока. Грузы на Алдан прекрасно переваливаются в Томмоте.
Сам Якутск чуть больше 250 тыс. Это меньше среднего областного центра, для обслуживания которого хватает 1, от силы 2 ЖД станций. И поток по мосту никак не тянет на запредельный. Кстати, если для примера: в полуторамиллионном Новосибирске все 2 нефтебазы заливают все заправщики для всех заправок города, и обе примерно в 10-30 км от города.
Теперь дальше: грузы для городов и поселков по автотрассам которые переваливали с воды на авто по Якутску, теперь будут отправляться по автотрассам прямо с Бестяха. Завозить в Якутск их незачем.
Что осталось? Участок Лены ниже Якутска? Частью пойдет из Осетрово, частью из Бестяха. И это тоже 5-7% общего потока, который сечас идет через Усть-Кут."
Ну-ну. То есть мост у нас строится только для 250-тысячного ЯКутска и все? Ну, тогда, ребята, это реально дороговато будет. Однако ж мне вот из моей 12-миллионной Москвы хорошо видно, что в дельте этой самой реки Лены есть город Тикси. Совсем малюсенький по нашим московским меркам. Однако ж этот самый Тикси в советскую пору был одним из ключевых портов на Северном Морском пути. А задыхаться и пустеть стал после того, как СМП после распада СССР впал в летаргический сон. Однако ж не пора бы и проснуться ему? На южных морских путях к привычному злу - сомалийским пиратам, орудующим в Аденском проливе, добавилось еще одно - арабская весна, которая началась в январе этого года и заканчиваться не собирается, хотя завтра уже декабрь наступает. И я уж не говорю, что этот путь гораздо длиннее, чем путь по СМП. А без перевалочных морских портов, где суда могут дозаправляться, СМП ну никак не возродишь. Следовательно, в Тикси нужно возить топливо, необходимое для дозаправки судов, следующих по СМП. Ну. не из Усть-Кута же его возить. Это просто смешно. Из якутского речного пора судами класса река-море. А следовательно, нужен железнодорожный мост через Лену. ибо строить новый порт в Бестяхе обойдется не дешевле и берег там ненадежный.
Ну, еще вот там на Северах добывают олово. И в поселке Депутатский и даже на острове Котельном. И вот как сейчас оттуда продукцию доставляют, я лично себе не представляю. Депутатский вообще расположен на притоке реки Яны. Или олово на фиг уже не нужно? А еще надо будет вести разведку в море Лаптевых. Ну и как суда снабжать прикажете, и где они будут заправляться? В Усть-Куте что ли? Сижу и ржу. А исчо вон целый центр для исследований Арктики на острове Котельном грозятся построить. А откуда его снабжать-то? Кроме Якутского речного порта, другого места мне вот отсюда не видать. Если из Дудинки, то это придется продираться через льды в проливе Вилькицкого, полуостров Таймыр выдается очень далеко на север и огибать его - врагу не пожелаешь. Да и в Дудинку тоже никакие магистральные железные дороги не доходят. По крайней мере пока.
А еще вот мне отсюда видно одно место между Леной и рекой Оленек, примерно в 350 километрах от Арктического побережья. Называется Томтор. Там месторождение редкоземов. Офигительное. Ну то есть мирового значения. Даже Бразилию за пояс заткнуть можно. Но вот как туда добраться, черт побери?
Так что, простите, но железнодорожный мост через реку Лену нужен не только для того, чтобы жителям 250-тысячного Якутска было удобно ездить в Москву и во Владивосток (хотя и для этого тоже). Но он нужен для снабжения Северного морского пути и различных объектов, расположенных в Арктике. Как уже существующих, так и планируемых.
-------------
А вот еще:
"Если даже чисто включить логику и немного поразмыслить, то нахрена нужна железная дорога в Бестяхе? Что там есть, на правом берегу, из промпредприятий? Ничего. Одни якутские села с коровами. Вроде какой-то заводик комбикормов есть в Хаптагае, вот и всё.
Затрачены гигантские средства на строительство - более 30 млрд. руб. И нам предлагают теперь упереться в реку. Это обесценит всю идею строительства и не позволит использовать железную дорогу на полную мощность. Да, станция Н-Бестях находится сравнительно недалеко от Якутска, но это тот "локоть, которого не укусишь" - между ними великая сибирская река. О трудностях сообщения свидетельствую сам, ведь несмотря на мой живейший интерес к строительству железки и, понятно, горячее желание присутствовать при историческом событии укладки "золотого звена", мне так и не удалось этого сделать. Не попав в список приглашенных журналистов, идею поездки "дикарем" мне пришлось без колебаний отвергнуть. Уж слишком неподходящее время избрали для праздника. "Немого кина уже нет, а звукового еще нет". Межсезонье. Речные трамваи уже не ходили. Паром вроде (один-единственный) ходил все еще под прикрытием ледокола, но плыть на нем пешеходом без своей машины - безумие. Сидеть на кнехте? В тридцатиградусный мороз? Или попроситься в чью-то машину? Возможно, и пустили бы, но не люблю напрашиваться. Да и в Бестяхе было бы масса проблем - и до места надо на чем-то добираться (платно, разумеется), и на месте... Судя по рассказам там побывавших журналистов, все они там 15.11.2011 прежде всего отчаянно мерзли. При этом, на "станции" Бестях не было (и сейчас нет) ни одного теплого здания. Так что, не поехал, и слава Богу. Да, и еще главное: в связи с приездом Медведева там был строго вход по пропускам, тех, кто все-таки попытался пролезть без пропуска - заворачивали обратно. Так что завернули бы и меня, как обидно было бы - ехать домой не солоно хлебавши, уже находясь рядом с местом проведения праздника и затратив массу усилий, чтобы туда добраться, замерзнув и т.д.
Так вот, вернемся к Якутску - заход железной дороги туда просто обязателен, это даже не подлежит никакому обсуждению. Иначе вообще не было смысла тянуть железку в центральную Якутию. Ну и строительство моста или другого перехода через Лену позволит, конечно, кардинальным образом улучшить все транспортное обеспечение и транспортную схему."
Нет, я полностью согласна с этим жителям Якутска в том плане, что мост через Лену остро необходим. И мне очень понятно то, что может испытывать человек, живущий в Якутске, в этот период года, когда паромная переправа через Лену вот-вот встанет на зимовку, а крепкий лед будет еще не очень скоро. Ну да, близок локоть, да не укусишь. И весной в период ледохода опять начнется то же самое. Но непонятно мне другое, вот это :"Затрачены гигантские средства на строительство - более 30 млрд.рублей. И нам предлагают теперь упереться в реку. Это ОБЕСЦЕНИВАЕТ всю идею строительства."
Нет, я ни в коем случае не спорю с тем, что мост необходим. Но вот мне из моей Москвы видно, что на восток от Якутска примерно в полутора тысячах километрах от него есть город Магадан. Тоже добывающий. И туда можно нормально добраться вобщем-то пока только по морю. Которое зимой , кстати, замерзает. Ну да. ледоколы. конечно, туда курсируют круглогодично. В Магадане не только много золота. На Магаданском шельфе имеется газ. Там угольные месторождения богатые. А еще к востоке от Магадана на реке Омолон есть очень богатое месторождение железа. Разработка которого вряд ли имеет смысл, если туда не подведена железная дорога.
А еще дальше там Анадырь, Чукотка и Берингов пролив. не очень широкий - минимальная ширина 86 км, посередине два маленьких острова. А там уже и Аляска, Американский континент. А время - оно не стоит на месте, оно движется вперед. 30 лет тому назад я видела эту дорогу только на картах и профилях, а теперь она стала реальностью. Могла бы стать реальностью гораздо быстрее, кстати, если бы небезывестные события.
А еще с приходом моста Якутску придет пора развивать туризм, ибо великая сибирская река просто нереально хороша собой. Но как-то развивать туризм в городе, который отрезан от Большой земли - это не очень удобно. Да, туристы. конечно, могут и самолетом прилететь, чтобы потом по Лене на теплоходе прокатиться. А еду для туристов как подвезти? По автодороге АЯМ? Или по реке Лене из Усть-Кута? А не дороговато ли это выйдет, а? А еще ведь им нужны гостиницы, а их надо строить...
-----------------
Так что дорога строилась не только для Якутска. Мы знали это еще в ту пору, когда проводили изыскания под эту дорогу. Да. завершение строительства АЯМа - это реально очень важный рубеж, который даже сейчас уже качественно меняет ситуацию в регионе. И об этом сами якутяне пишут - вон в Кердеме уже куча грузов на станции стоит, хотя рельсы-то туда дотянули только в прошлом году. Но это только один шаг. За которым должны последовать другие шаги. И кому-то идти налево, в сторону Табагинского створа, а кому-то - направо , в сторону Мегино-Алдана. Потому что Магадан уже ждет.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments