Хозяйка_медной_горы (amazonka_urals) wrote,
Хозяйка_медной_горы
amazonka_urals

Category:

Якутск или Магадан? Вот странный вопрос.

На железнодорожном форуме в теме "В Якутск поездом" развернулась в последние дни довольно-таки странная, на мой взгляд, дискуссия.
http://forum.tr.ru/read.php?7,765925,page=19
Главный участник этой дискуссии рассматривает строительство моста через Лену и 100-километрового ответвления до Якутска как некую альтернативу дороге Якутск-Магадан.
Вот тут выдержки из этой дискуссии, которые меня, мягко говоря, крайне удивили:
" Именно так рассуждают на федеральном уровне. Есть задача до 30-го года- уйти как можно дальше на северо-восток за счет федерального бюджета.

Есть сомнения, далеко ли уйдут. Там даже автодорогу вот уже много десятилетий, со времен Сталина, всё строят-строят, никак достроить не могут. А как там железку будут прокладывать - вообще уму непостижимо. Имеются в виду суровейшие места за Алданом, посмотрите хотя бы на физическую карту.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе (с). Сперва надо посмотреть еще, нормально ли будет функционировать этот отрезок ж/д (Томмот - Якутск). Центральная Якутия - это вам даже не Южная Якутия, здесь климат иной.
"тем более что Якутск для страны, как я показал выше, очень важен."

Спорить с утверждением о том, что Якутск для страны очень важен, как-то нелепо. Конечно, важен. Но тут же напрашивается вопрос: а Магадан для страны не важен, так что ли? Вопрос о том, нужен ли мост через Лену, относится, на мой взгляд, к категории риторических. Разумеется, да.
Однако мы знаем, что на Северо-Востоке есть два крупнейших города. Это 300-тысячный Якутск и это Магадан с численностью населения около 100 тыс.человек. Это и есть два главных центра добывающей промышленности в регионе.Сравниваем транспортное положение обоих городов. В этом году в Нижний Бестях, который находится на правом берегу реки Лены прямо напротив Якутска, расположенного на берегу левом, придут рельсы. Нижний Бестях летом связан с Якутском паромной переправой, а зимой автомобили ходят прямо по льду. благо лед на Лене достигает толщины двух и более метров. Но в период ледохода и ледостава, разумеется, связь между населенными пунктами возможна только по воздуху. Да, неудобно, блин, и эти периоды длятся по полтора месяца каждый. То есть 3 месяца в году Якутск от железной дороги все-таки будет отрезан рекой. Правда, остальные 9 месяцев доступ к железнодорожному вокзалу без проблем.
А как с Магаданом? Ну, все знают, что Магадан - это порт на Охотском море. Правда, он надолго замерзает, но ледоколы из Владивостока туда ходят все-таки круглогодично. А как насчет сухопутной связи?
А она вот такая

http://amazonka-urals.livejournal.com/206868.html - вот тут ссылка на мой же пост под названием "Чего ждет Якутск и о чем мечтает Магадан", а в посте фоточка прикольная, мною откуда-то похищенная, там ссылка есть. Я уж покажу еще раз эту картинку, ибо очень колоритна дороженька-то:


Ну как, понравилась дороженька? А магаднцы еще и ехидненько называют ее "железной дорогой". Вот это единственная сухопутная дорога, ведущая с материка на Магадан. Федеральная трасса "Колыма". Название свое оправдывает.
Вот еще постик, где показан аж целый ролик с этой же трассы.
http://amazonka-urals.livejournal.com/295327.html - вот на этом ролике два "Урала" преодолевают речку вплавь. Под песенку "А нам все равно" из известного советского кинофильма. Прикольный ролик, крутые "Уралы", умеющие плавать через реку.
Вот такая связь у города Магадана с внешним миром. Ну, не считая моря и самолетов, разумеется.
Впрочем, автомобильная трасса АЯМ была весной не намного лучше, тоже грейдерами вытаскивали автомобили. И тоже раздавались голоса, что трассу АЯМ не пройти, да и вообще она ни фик не нужна. А как почти достроили, так оказалось, что даже сверхнужна.
Да, трасса Якутск-Магадан вдвое длиннее: если расстояние от Нерюнгри до Бестяха всего 800 км, то расстояние от Нижнего Бестяха до Магадана 1560 км. АЯМ пересекает один серьезный горный хребет - это Становик, под ним проложен тоннель длиной 1300 м. Трасса Якутск-Магадан будет пересекать отроги Верхоянского хребта, хребта Сунтар-Хаята и хребта Черского. Тоннелей там будет до фига и больше. Кроме того, она пересекает Оймяконскую котловину, являющуюся полюсом холода. то есть и по климатическим условиям здесь сложнее. Самый большой мост на АЯМе (если не считать мост через саму Лену) - это мост через Алдан в Томмоте, длина которого всего 400 м. А трасса Якутск-Магадан пересекает тот же Алдан, но уже в нижнем течение, в районе поселка Мегино-Алдан, а там ширина Алдана порядка 1 км. То есть этот мост по длине будет равен примерно половине Ленского моста.
Ну и что - отказаться от строительства что ли? Пусть так и мучаются дальше. И больше всего мне не нравится это противопоставление - мост через Лену или дорога на Магадан. Нет, никто не спорит с тем, что АЯМ без моста через Лену выглядит куцым и недоделанным. Но в Магадане и вовсе нету никакой железной дороги. А уж то, что отсутствие моста через Лену никак не мешает строить дорогу на Магадан - это точно.
Конечно, лучше бы и то, и то построить. Но если приходится выбирать, то тут, по-моему, все однозначно. Якутск по меркам Северо-Востока становится транспортно обеспеченным городом, а для создания условий совсем как на Большой Земле, то есть с шикарным огромным мостом через красавицу Лену, может и бизнес почесаться. В то время как железную дорогу на Магадан никакой частный инвестор строить не будет, ибо срок окупаемости огромный. В отличие от моста через красавицу Лену, который можно построить за 3-4 года и который, безусловно, окупит себя достаточно скоро, так как и существенно улучшит условия северного завоза и без сомнения увеличит приток туристов в Якутию, который уже и сейчас немаленький. Летом туристы в Якутию ломятся, чтобы проплыть на теплоходе по красавице реке. Так что этот проект, без сомнения, выгодный, хотя и довольно рискованный - уж больно велика речка-то и ледоход на ней такой грозный бывает.
Опять же давно пора и на Сахалин строиться, сколько можно-то тянуть кота за хвост и кормить народ обещаниями. Опять же отношения с япошками это может существенно улучшить. Япошки отвлекутся от Курильских островов и снова призадумаются над строительством тоннеля под проливом Лаперуза, ибо строить тоннель к Корейскому полуострову пока что достаточно утопично. Ширина пролива Лаперуза около 48 км, а ширина пролива между островом Кюсю и Корейским полуостровом около 180 км. Опять же неизвестно, когда отношения между двумя Кореями, наконец, начнут налаживаться. Так что на самом деле объективно Японии железная дорога на материк гораздо важнее, чем 4 маленьких острова, рений с Итурупа Россия им и так продаст, чего париться-то, а вот стать частью материка они давно мечтают. Но без усилий со стороны России в материк им не превратиться.
-------------
Еще меня, как москвичку, несколько обидело отношение автора с железнодорожного форума, которого я цитирую, к нам, москвичам. Типа мы дальше МКАДа не бывали. Ну, во-первых, дальше МКАДа многие из нас бывали. Кто, в конце-концов, АЯМ-то проектировал? Мосгипротранс. То есть москвичи. И ТЭО дороги ЯКутск-Магадан тоже делал тот же самый Мосгипротранс. То есть те же самые москвичи. На изысканиях по АЯМу и я немного поработала, правда. потом я перешла на объекты в Центральной России.
У нас, у москвичей, свои проблемы. Мы иногда 40 км по этому самому МКАДу преодолеваем часа за 3-4. Ибо пробки у нас тут. Понаехали всякие. Но как столичные жители можем понять других столичных жителей, живущих в столице Якутии (да и всего Северо-Востока) насчет того, что неудобно это летать на тот берег на вертолете 3 месяца в году, чтобы попасть на железнодорожный вокзал. Не столичные это условия.
Но Магадан , в конце-концов, тоже столица. Это столица Колымского края. И за на фиг в столицу дорога такая страшная ведет? Это ж тоже никуда не годится.
И вообще дорога Якутск-Магадан - это первая очередь ТКМ. Кто знает, как расшифровывается эта аббревиатура, тот поймет.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments