Однако по второй половине 20 столетия вдруг те обнаружилося, что человечество может ограничивать свою численность, причем способность эта обнаружилася вовсе не у беднейших стран, а, напротив, у более богатых и развитых, то есть с ресурсами она не то, чтобы не была связана, а обратной зависимостью была связана. В результате чего у демографов родилася непонятная такая теория, согласно которой богатство является фактором,...ограничивающим рождаемость.
Мало-помалу время шло, демографический переход, завершившийся в развитых странах, уверенно перекочевал в страны развивающиеся и не слишком богатые. И там наблюдалося все то же самое - рождаемость начинала падать сама как бэ по себе.
В конце 90-х появляется на свет феноменологическая теория роста численности населения Земли, автором которой является Сергей Петрович Капица со соратники, где показано, что численность населения Земли не устремляется в бесконечность, как это мы видим в моделях Форестера, в основу которой заложены идеи все того же дедушки Мальтуса, а стремится к конечному пределу через снижение рождаемости. Более того, в рамках этой теории уже имеются расчеты и графики, показывающие, что причиной снижения рождаемости является не рост богатства, а рост уровня образования женщин. Есть там и график, показывающий, что сначала с ростом богатства общества рождаемость начинает расти, а вот затем уже следует спад. Кстати, это уже дает удовлетворительное объяснение резкому снижению рождаемости в посткоммунистических странах, где никакого роста богатства после распада СССР и в помине не было, а совсем напротив наблюдался рост бедности. И грамотное женское население отреагировали на это снижением рождаемости.
Так прав или неправ был дедушко Мальтус? С точки зрения наблюдения над той действительностью, которая была ему доступна (а это конец 18 века) дедушко Мальтус был совершенно прав, ибо современный ему человек воспроизводил себя в том самом режиме, когда численность вида ограничивается только условиями, выдвигаемыми средой, т.е.на пределе своих биологических возможностей. К концу же 20 столетия уже довольно значительная часть человечества успела сменить репродуктивный режим. Смена оного произошла через переход контроля над репродукцией от нерожающего пола к рожающему. И только-то. Ларчик открываецца очень просто. Другое дело, что это влечет за собой структурную перестройку всего общества, ибо пол во всех слоях общества и во всех культурах мира является главным делителем социума. И без этого обстоятельства невозможна та самая рождаемость на пределе биологических возможностей, которую дедушко Мальтус считал единственно возможной для человечины разумной. Не, мы ни разу не тараканы, мы- существа разумные. И потому снижение рождаемости связано не с истощением ресурсов, а со свойствами, заложенными в самой популяции. Ага, они эти свойства проявляются раньше, чем ресурсы успевают истощиться. И, кстати, не в тему, но все же заметим, что в рамках действующей репродуктивной стратегии рождаемость все же зависит напрямую с наличными ресурсами, а никак не наоборот. Другое дело, что она всегда ограничена репродуктивной стратегии, которая уже действует в обществе и сменить ее совсем таки не просто. В рамках той стратегии, которая уже действует в развитых странах, ее практически невозможно поднять выше уровня простого замещения поколений. А так до этого уровня, пожалуйста.
Но что касается наших ближних друзей с Ближнего Востока, то начинать им надобно с дедушко Мальтуса, ибо они еще не до конца вышли из той стратегии воспроизводства, на основе которых дедушко Мальтус строил свои модели. Чтоб испугались посильнее.
Да и опять же тот факт, что у человека разумного есть собственные ограничительные механизмы, вовсе не отменяет того обстоятельства, что среда на рост численности все равно влияние оказывает. То есть сам себя не ограничишь, так она тебя ограничит. И это, невзирая на то, что производительные силы безусловно растут.
Однако ж именно страны с более холодным климатом совершили демографический переход первыми. По странному стечению обстоятельств они же оказались и самыми образованными. Однако ж теперь приходит очередь жарким и сухим странам последовать их примеру. А то с водичкой проблемы будут. И никаких солнечных электростанций не хватит (на строительство оной несколько лет требуется, а что будешь ждать кружку воды несколько лет? Да за трое суток помрешь, если не дождешься.). И опять же никаких опреснителей не хватит, да их еще надо из чего-то сделать, да трубы надо проложить, чтобы водичка текла, да к ним насосы. Все оно надо, но самое простое решение - это снизить рождаемость. Да и желающих это сделать найти нетрудно - почти половина населения с радостью согласится на это дело.
А то бегают, пытаясь скупить пахотные земли, а при этом не знают, куда деньги девать. Вот собирались построить морской мост длиной 50 км через залив, чтобы из Саудии в Шерм-эль-шейх катацца. Правда президент Египта послал их лесом с этой идеей. Да, ребята, вы допрыгаетесь. Как бы не пришлось вам строить морской мост через пролив Вилькицкого, что от мыса Челюскин на севере Таймыра и до острова БОльшевик, самого южного в архипелаге Северная Земля. Там хорошие такие леднички имеются. И много. Напоим. Правда, до того надо еще построить линию Коротчаево-Курейка-Игарка-Норильск с мостом через Енисей (ВСМ желательно), а от Норильска еще километров 900 на север через весь Таймыр к мысу Челюскин хотя бы грузовую однопутку. Чтобы шли по ней большегрузные составы с двойной электровозной тягой и везли бы те составы лед. На юг, на юг, на юг... вот как-то так. И побережье свое вы в курортную зону превратите как миленькие, и купацца там можно будет по-нащшенски, по-европейски, то есть в купальниках, а не в паранджах. За водичко-то придется ведь северян к себе в гости приглашать. А они , оказавшись на юге, любят позагорать.
Так что думайте, ребято, думайте. Дедушко Мальтус был неправ лишь отчасти. А отчасти очень даже прав.