?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Феминизм в СССР. - Хозяйка_медной_горы
amazonka_urals
amazonka_urals
Феминизм в СССР.
Был ли в СССР феминизм?

Когда говорят о феминистках советской поры, то под этим подразумевают исключительно так называемый "богемный феминизм", существовавший в той среде, где увлекались идеями, распространенными на Западе.
О существовании феминизма, порожденном советской и русской культурой, особенностями образа жизни в СССР, особенно в послевоенном СССР, никогда не говорится. Конечно, феминизма как оформившегося общественного течения в СССР не существовало, феминизм считался ругательным словом и связывался с "тлетворным влиянием Запада." Однако феминизм как образ мыслей и образ жизни в СССР существовал, и притом существовал совершенно независимо от идей, приходивших с Запада.

Влияние Отечественной войны на советское общество

Сейчас стало замалчиваться то обстоятельство, что в этой войне участвовало очень много женщин. Сейчас иногда удается услышать песню Окуджавы, которая была одной из самых популярных в годы моего детства и часто звучала на школьных дискотеках, хотя после войны тогда минуло уже более 20 лет:
Ах, война, что ты, подлая, сделала?
Вместо свадеб - разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги, да куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон.
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
..............................................
До свидания, девочки. Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.
Эта война породила огромную диспропорцию полов и большое количество неполных семей. Но, с другой стороны, СССР уже в ту пору предоставлял женщине почти равные возможности с мужчиной получить высшее образование. Девчонок с войны вернулось больше, чем ребят, поскольку большая их часть служила в медсанбатах и прифронтовых санитарных поездах. Женихов им не хватало. А вот образование получить было несложно - была бы у девчонки голова на плечах.
Кроме того, после войны в СССР очень быстро начала расти средняя продолжительность жизни. Родители многих девчонок брачного возраста были живы и здоровы. Это породило особый тип семьи, который можно назвать благополучной неполной семьей. Это была семья, в которой женщина воспитывала ребенка вместе со своими родителями. При этом она имела хорошее образование и неплохую работу.
Если в такой семье росла девочка, врядл ли она могла чувствовать себя ущемленной. В послевоенном СССР выпады против детей из неполных семей пресекались, а материальное положение такой семьи было ничуть не хуже, а подчас даже лучше, чем в полных семьях.
Ребенок воспринимал такое положение вещей как норму. И до поры до времени рос с твердым убеждением, что женщины и есть в этом мире главные. Такая девочка на уровне импритинга воспринимала себя как представительницу доминантного пола. И даже узнав в более позднем возрасте о том, что мир устроен иначе, она уже не могла воспринимать мужчину как представителя доминантного пола, так как ее личная картина мира на уровне импритинга была матриарахальна. Она принимала патриарахат только как один из возможных вариантов мироустройства. Как говорится, возможны и другие варианты..
После войны в СССР выросло поколение женщин, в котором присутствовали женщины "без мужского авторитета в голове". Что из них вырастало? Шлюхи? Грозные командирши, которые, став взрослыми, начинали орать на мужиков грубым голосом?
Нет. Из такой девочки вырастал человек, который привык полагаться во всем на себя. Она выросла в мире, где не существует добытчиков-защитников. Защитником и добытчиком является она сама. Отношение к мужчинам к нее вовсе не враждебное, а вполне товарищеское. Но она не будет терпеть по отношению к себе никаких проявлений пресловутого "мужского превосходства".
Вот маленький рассказ, в котором представлена именно такая женщина, получившая воспитание в благополучной интеллигентной неполной семье.
Действие происходит в геологической экспедиции. Действующие лица:
Рабочий - неоднократно судимый мужчина 40 лет, женат, имеет детей.
Геолог - женщина , имеющая диплом университета, из интеллигентной семьи, разведена, имеет ребенка, 32 года, выглядит моложе, по юношески стройна и хороша собой.
Рабочиий: : Ты женщина или не женщина?
Геолог: А тебе какое дело до этого?
Рабочий: Но ты женщина или не женщина?
Геолог: Я - начальник. Пол нчальника не имеет значения.
Рабочий: Ну так ты женщина или не женщина?
Геолог: (недобро сверкнув взглядом): если тебя так сильно волнует это, можешь считать, что я - мужчина. Так будет лучше для тебя. И, главное, безопаснее.
(стоит ли связываться с девушкой, которая занимается айкидо, лучше всех стреляет из ружья,да к тому же она и вправду начальник, а значит может уволить без выходного пособия).
(продолжение следует)

Советская труженица

Из такой девочки вырастала никакая жена, но зато идеальная советская труженица, профессионал, отличник производства. С мужем она обычно жила недолго, ребенка растила с родителями, зато работе отдавала много сил и времени.
Государство СССР ценило таких женщин. Квалифицированные инженеры, получившие хорошее образование, на производстве они вкалывали за зарплату раза в полтора ниже, чем мужская на аналогичной должности. Им можно было поручить самые трудные и ответственные участки, причем мужчину аналогичной квалификации за те же деньги найти было гораздо сложнее. Зарплатой эти девочки были несколько обделены, но СССР давало серьезные трудовые гарантии незамужним женщинам с детьми. Уволить такую женщину по прихоти начальства было невозможно. Это можно было сделать только за очень серьезные нарушения трудовой дисциплины, которых за "спортсменками и просто красавицами", разумеется, не водилось.
Для государства это был сущий клад. А вот у значительной части общества такие "спортсменки и просто красавицы" вызывали очень серьезную озабоченность. Что-то было с ними не так... Они не вписывались в систему патриарахльных понятий. И после распада СССР с производства поперли в первую очередь этих "спортсменок и просто красавиц", благо их труд и квалификация стали просто ненужными. Зато появилась возможность отыграться на них по полной программе за их апломб, за их вечно цветущий вид, за их беззаботную необремененность бытовыми проблемами, наконец, просто за их высокий уровень образования.
Если уж говорить о том, что больше беспокоило наиболее сексистски настроенную часть советского общества - феминизм "богемный", рассуждающий о свободе секса, или вот этот феминизм "советской труженицы, передовика производства", то ответ однозначен: конечно, второе. Первое можно было отнести за счет "тлетворного" влияния Запада, тогда как второе было прямым порождением советской действительности, к тому же шло из глубин русской культуры, матриархальные корни которой лежат очень неглубоко, поскольку это культура северного народа.
Кстати, о свободе секса. Каким было отношение к свободе секса в этой среде? Вот типичный разговор на эту тему. Беседуют между собой продвинутые советские феминистки, обе закончили МГУ, обе разведены, обе растят детей с родителями. Одна - биолог, другая - геолог.
Геолог: Свобода секса немыслима без права на отказ от секса. Какая может быть свобода секса без свободы от абортов и беременностей? Ну, представь, что ты забеременали и находишься в тайге. И у тебя выкидыш. За тобой вертолет должны присылать. А если не успеет, то тебе хана.
Биолог: Да. сурово.
Геолог: Или, допустим, сделала ты в городе аборт перед командировкой. А там ноги промочила, придатки застудила. И прощай работа, хороший заработок, прощай спорт. Ты на всю жизнь остаешься несчастным инвалидом из-за какого-то секса (сама она абортов никогда в жизни не делала и боялась их больше, чем встречи с медведем в тайге, благо от того хотя бы отсреляться можно).
Биолог: И, главное, штамп в паспорте не дает никаких гарантий.
Геолог: Конечно. При чем тут штамп в паспорте? Замужние и незамужние от выкидышей подыхают одинаково.
Как следует из этого, "советская труженица, спортсменка, комсомолка и просто красавица" родив одного (иногда двоих)детей, сбегала от мужа к родителям и принималась упорно трудиться (Карьерные устремления у такой спортсменки-комсомолки, разумеется, имелись). При этом секс- это то, чем она была готова пожертвовать в первую очередь ради своих карьерных устремлений.
Да все разговоры о свободе секса - сущие пустяки , по сравнению с той угрозой патриарахальным устоям общества, которую представляла собой вот такая "спортсменка и просто красавица", воплощавшая в себе то, о чем писал еще Некрасов:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
В избу-то горящую она войти была готова, а вот абортов боялась до полусмерти. И беременностей тоже.
К концу существования СССР средний уровень образования женщин превысил средний уровень образования мужчин.

Влияние неомальтузианства.

В СССР, как известно, проводилась политика информационной закрытости. Советского человека тщательно оберегали от "тлетворного" влияния Запада.
Однако при этом неомальтузианские идеи проникали в советское общество по вполне официальным каналам. Так студентам естественных факультетов МГУ в конце 70-х - начале 80-х в курсе по экологии свободно рассказывали о работах ученых Римского клуба, которые были проникнуты тревогой перед угрозой перенаселения планеты. Население планеты в этот период росло со скоростью 2.4% в год (сейчас - 1.2% в год). Средний уровень рождаемости составлял 4.9 (сейчас 2.55). К 2000 году предсказывали численность в 9 млрд.
В дискуссиях феминистски настроенных советских студенток эта проблема нередко обсуждалась. Особенно эта тема горячо волновала студенток-геологов, чья профессия была связана с ресурсами планеты. Таким образом, советский феминизм как идейное течение с самого начала был неразрывно связан с неомальтузианскими идеями и, кроме того, в отличие от феминизма западного, связанного с гуманитарными дисциплинами, он базировался на естественнонаучном знании. В силу этого он объяснял патриарахат не как явление социокультурное, а как этологическое, соответствующее определенному механизму воспроизводства, биологическому напору. Советская феминистская мысль рассматривала человека прежде всего не как носителя культурных традиций, а как биологический вид, который на определенной стадии своего развития мог вступить в конкуренцию за пространство планеты с другими биологическими видами. Поскольку археологический метод является одним из методом относительной датировки в геологии, то студенты-геологи получали соответствующие знания в этой отрасли науки.
Таким образом , советский феминизм базируется на естественном происхождении патриарахата, обусловленном обострением межвидовой конкуренции в голоцене 10 тыс.лет назад в связи с наступлением глобального потепления. При этом патриарахат рассматривается как способ компенсировать крайне низкие репродуктивные возможности человека по сравнению с другими животными.
Исходя из этого делался вывод о неизбежном отмирании патриарахта в связи с теем, что мы давно уже являемся господствующим видом и преобладающей формой конкуренции на планете давно стала внутривидовая конкуренция, а патриарахта не только бесполезен для эффективной внутривидовой конкуренции, но и чрезвычайно опасен.
Тема "мужик -сволочь" была абсолютно непопулярна при этих дискуссиях. Продвинутые девушки, страдавшие от неразделенной любви, гораздо чаще говорили об угрозе ядерной войны или экологической катастрофы, математических моделях Карла Сагана, о ядерной зиме и ядерной ночи.
Западные идеи, связанные со свободой секса, не вызвали особого интереса. Более того, хотя к замужеству относились весьма презрительно, к идеологии "двойной морали" относились вполне терпимо.
СССР был очень плохо приспособлен к свободе секса, которая обеспечивалась только абортами почти без наркоза, а с контрацептацией было и вовсе из рук вон плохо. Зато СССР предоставлял гораздо больше возможностей женщине для получения образования и реализации себя в профессиональной сфере по сравнению со странами Запада того же периода.
Особого интереса у органов эти дискуссии не вызывали, так как от "западных" идей они были довольно далеки. Но и официального распространения они получить также не могли. С ними не боролись, на них просто не обращали внимания. А то, что это идейное течение разбивало взбребезги миф о том, что женщина создана природой для того, чтобы рожать детей и объясняло происхождение патриарахата как раз тем, что природа очень плохо приспособила женщину к тому, чтобы рожать детей, - так это ведь не наносило ударо по политическому устройству государства.

Воспитание в советской школе.
Еще раз о влиянии войны.

Мы, студентки естественных факультетов, в большинстве своем, девочки из провинции, относились к "западному" феминизму гуманитариев несколько снисходительно. В части требования сексуального равноправия мы были настроены весьма скептически и считали это изыском цивилизации (попробуйте-ка устроить в пещере свободу секса. А вы не запоете Лазаря от этого? Ведь она возможна только при очень хорошей контрацептации).
Что касается основного положения феминистской теории, которое теперь, слава богу, оценено социологической наукой и которое состоит в том, что гендерные социальные роли не даны человеку от природы, а создаются в обществе, то мы считали, что западная наука утруждает себя доказыванием того, что дважды два - это четыре, а через две точки можно всегда можно провести прямую, и притом только одну. Лучше взяться за "пятый постулат", то есть доказать окончательно, что патрарахт - это не единственно возможная форма организации жизни из допускаемых природой, что возможны варианты, и при этом отыскать те условия, при которых эти другие варианты не только возможны, но и желательны.
Мы были девчонками, родившимися в СССР после войны. У кого-то мать была на фронте. И в каждой семье были потери. И это сказывалось Моя мама вернулась с войны, а ее брат погиб. Бабушка, дедушка и мама хотели мальчика. А родилась я. Я в 4 года залезала по пожарной лестнице на крышу деревянного двухэтажного дома и никто меня за это не ругал. Радовались, что ребенок хорошо развивается. Вопрос, который я чаще всего задавала взрослым в пятилетнем возрасте, был: где находится край света?
А после окончания первого класса на каникулах я зачитывалась детской книжкой под названием "ЗЕмля и небо" (астрономия для школьников, мой дед проподавал физику в школе и успел уже мне рассказать про Марс и Венеру, про Юпитер и Сатурн). На карте я уже могла показать и Норильск, и Магадан, и когда пели по радио песню
Четвертый день пурга
Качается над Диксоном,
я знала, где находится этот Диксон.
Если б мне кто-то нчал доказывать в мои студенческие годы, что у девушек хуже пространственное восприятие (один из козырей сторонников "врожденного происхождения способностей у представителей разного пола"), я бы посмотрела на него как на больного человека. Я даже и не подозревала о том, что у девушек хуже математические способности. Скорей, считала наоборот.
Что касается игр в куклы, то меня интересовал исключительно пошив нарядов для кукол (мама шила мне сама - советский дефицит). Кукол у меня было несколько, наряды я им всем шить успевала, несмотря на то, что основным моим занятием было лазанье по крышам и заборам с компанией мальчишек.
Более того, первую вещь я сшила себе в 9 лет. Это были ситцевые трусики для пляжа. Советская промышленность выаускала такие трусы, что мне было стыдно перед своими товарищами-мальчишками купаться в них летом. А купаться мы начинали рано.
Как-то классе в 5-м мальчишки начали меня дразнить трусихой, потому что все девчонки - трусы. Я была круглой отличницей , и эти мальчишки нередко списывали у меня задачки. Да и когда меня оставляли после уроков вместе с ними за драки с ними же, я помогали учительнице с ними заниматься дополнительно. Ну, услышав в свой адрес такое неслыханное оскорбление, я, со словами "девочки храбрые, они воевали с фашистами", встала на подоконник и прыгнула из окна второго этажа прямо в свежевскопанную клумбу. Когда я вытащила ноги из вязкой земли, я пришла в полный ужас. Мои английские черные лакированные туфельки, которые я приватизировала у своей бабушки и которым завидовала вся школа, были сплошь заляпаны грязью. Слезы потекли у меня ручьем и я ринулась к женскому туалету, чтоб отмыть любимые туфли. Пока я летела вверх по лестнице, по дороге меня перехватили и затащили в учительскую, где допросили с пристрастием.
Моим поведением возмутились прежде всего потому, что испортила клумбу и дорогие туфли. Когда я объяснила причины своего поступка, меня спросили, что бы я сделала, если б этаж был не 2-й, а 3-й (школа была трехэтажная и этажи были весьма высокие). Я посмотрела на взрослых с удивлением:
- Но я же не дура, чтоб с третьего этажа прыгать. Я же ноги сломаю. Я бы просто двинула парням по башке, а прыгать бы не стала.
Убедившись, что я в своем уме, что прыгала я совершенно доброволь и вполне трезво оценивала риск, меня отпустили в туалет отмывать дорогие туфли и наказали явиться в школу после уроков в кедах и трениках, а не в "шикарном наряде" , и с лопатой в руках, чтоб перекопать испорченную мною клумбу.
Двойку за поведение мне, как всегда, благополучно поставить забыли, хотя на линейке обещали, что за прыгание из окон будут ставить двойки по поведению.
Классе в 6-м на уроке математики разбирали итоги контрольной работы. Учительница объявила, что на пятерку решила только я. Было еше несколько четверок. Я обычно успевала решить оба варианта и потом посылала по рядам шпаргалку. Те, что получили четверки, моими шпорами не пользовались. Это были люди, которые думали своей головой.
А вот дальше учительница во всеуслышание сказала, что в классе имеются такие, которые даже со шпаргалки списывать не умеют. С задней парты послышалась моя фамилия. Я оглянулась, и мне тут же прилетела в лоб слюнявая бумажка, выпущенная из рогатки. Раздался гогот. В ответ я на глазах у всех достала из кармана своего тщательно и собственноручно отглаженного фартука свою шикарную рогатку, украшенную орнаментом, который я наносила лобзиком, покрытую мебельным лаком и метким выстрелом поразила обидчика прямо в лоб деткой от гладиолуса(пользоваться слюнявыми бумажками я считала ниже своего достоинства). Меня моментально вышвырнули из класса. А обидчика - нет. Зато у него тут жу конфисковали рогатку, мое же оружие благополучно осталось в кармане моего фартука, и я, любовно поглаживая его, скатилась с лестницы по перилам.
На следующий урок я пришла как ни в чем не бывало, никто мне о моих прегрешениях не напоминал, как-будто меня из класса и не выгоняли. А обидчик мой получил двойку в дневник за поведение, а в мой дневник ее опять же поставить забыли. И на все ябеды мальчишек насчет того, что в моем портфеле лежит рогатка, учительница отвечала, что мою рогатку давно конфисковала моя мать (она была директором вечерней школы), что было не совсем верно. Рогатку мама спрятала плохо, я быстро ее нашла. А вот за детки гладиолусов мне попало крепко. Пришлось их заменить горохом и мелкой картошкой. Картошины перед этим пришлось очень долго мыть. Допустить грязь в портфеле, где лежали мои чистые тетради, я ну никак не могла.
Моя рогатка не вызывала ни у кого особого беспокойства. Я никогда никого не задирала (мне постоянно внушали, что я - девочка, и драки затевать не должна, но сдачи сдавать необходимо_), я не стреляла по стеклам (этого еще не хватало, срам=то какой, я же не парень), я не пользовалась пульками из алюминиевой проволоки (глаз кому-нибудь можно выбить) или охотничьей дробью, и уж тем более слюнявыми бумажками (вообще позор для девочки). Моя рогатка была "оружием сдерживания агрессора" )стреляла я метко (девочка должна стрелять метко, чтоб боялись задирать, и чтоб не приходилось палить слишком долго, иначе "застукают" учителя). И выглядело мое оружие так, чтобы было сразу видно, что это женское оружие, с причудливым орнаментом, который я очень долго наносила лобзиком, покрытое мебельным лаком.
Я не помню, чтобы меня ругали за "неженское поведение". Напротив, мой аккуратный внешний вид часто ставили в пример. Моя бабушка, учившаяся в царской гимназии, а потом на Высших женских курсах еше до революции, очень рано приучила меня следить за собой. Я сама отглаживала свою форму, галстук сама стирала кружевные воротнички, которые для меня вязала бабушка. Я всегда дисциплинированно дежурила после уроков и старательно мыла пол. И никогда не грубила учителям. Если меня оставляли после уроков за драку, я без возражений помогала учительнице заниматься с двоечниками.
Внешний вид у меня был подчеркнуто девчоночий - огромные банты, лакированные туфельки, красивые капроновые чулки. Мы жили несколько более обеспеченно, чем большинство, и я выделялась более дорогой одеждой.
Ну а то, что я стреляла из рогатки, могла прыгнуть из окна и била своим обидчикам кулаком в солнечное сплетение, когда они на меня нападали, ни у кого не вызывало беспокойства. Мы были дети страны, которая к тому времени только-только залечила раны, нанесенные страшной войной. И победу в этой войне завоевывали не только мужчины, но и женщины.
И потом, будучи уже студентками, мы ни одной минуты не сомневались в том, чего стремились доказать феминистки западных стран.
(продолжение следует)

За советский строй, но против патриархата

Говоря о своем, "о девичьем", то есть обсуждая свои неомальтузианско-феминистские идеи, мы вполне отдавали себе отчет в том, что мы критикуем определенные положения марксизма. Однако это ничуть не подрывало нашего уважительного отношения к государственной идеологии. Мы руководствовались при этом изречением:" Марксизм - не догма, а живая, развивающаяся наука". Мы видели в марксизме достижение научной обществоведческой мысли 19 столетия, но поскольку уже шел к концу век 20, мы считали, что марксизм нуждается в развитии. При этом мы считали, что опровержение того или иного положения должно быть доказано.
Советский строй не вызывал у нас никакого протеста. Нам нравилось то, что мы в нашей стране избавлены от необходимости обязательно выходить замуж. Нас радовало то, что женщина одна может обеспечить семью (убедились в этом еще в детстве). Нас даже не возмущал советский дефицит. И объясняли мы это не только войной, но и тем, что мы живем в холодном климате, где для элементарного жизнеобеспечения требуется гораздо больше энергии. Мы взрослели в тех условиях, когда в стране развернулось жилищное строительство. И уж о чем, о чем, а о климатических условиях в других странах мира мы были осведомлены очень хорошо.
Мы, девчонки из провинции, среди которых было немало выросших в неполных семьях с образованной матерью и , как правило, грамотной бабушкой, были довольны страной, которая первой отправила человека в космос, которая строит и ищет полезные ископаемые во всех частях света ( и об этом мы тоже были хорошо осведомлены). Мы видели в этом возможность применить собственные способности.
А основой женской свободы мы считали не свободу секса, а свободу от замужества. Патриархат мы ненавидели всей душой.
Советские феминистские идеи представляли собой симбиоз радикального и марксистского феминизма, неразрывно связанного с неомальтузианскими идеями. Главной задачей феминизма мы считали сохранение жизни на планете, сохранение природы и борьбу с угрозой ядерной войны. А главной опасностью считали высокую рождаемость.
Эти идеи не могли получить широкое распространение в СССР по понятным причинам. Но и после распада СССР они не получили распространения. Возобладала мода на западные идеи, которые считались последним словом, а затем, как альтернатива, получили распространение совершенно архаичные, псевдонаучные и псевдорусские идеи, откровенно отдающие фашизмом.

Tags:
Current Location: Дома
Current Music: Брамс. Венгерские танцы.

3 comments or Leave a comment
Comments
gendar From: gendar Date: November 8th, 2007 04:25 pm (UTC) (Link)

Ну если

действительно большинство девушек и женщин из провинции были за СССР то где они были в 89, 91, 93 ем годах?
arilou From: arilou Date: November 9th, 2007 12:49 am (UTC) (Link)
Пожалуй, всёже возражу насчёт пространственной ориентации.
Но сначала уточню. В детстве я лет 10 занимался спортивным ориентирование. Тренером моим была женщина, мастер спорта, великолепная спортсменка, наставница, да и просто человек великолепный. Пожалуй, единственный человек, кроме родителей, кого я всерьёз могу назвать своим Учителем.
Так что и вопрос ориентирования мне знаком не по наслышке, и предвзятости вроде как неоткуда взяться - бегать по карте меня учила женщина.
И было всё это ещё во времена СССР, когда ребёнку для хождения в такую спортиную секцию кроме своего желания и разрешения родителей ничего не требовалось.
Однако... В секции всё же количественно преобладали мальчишки. Почему бы?

Да и потом, позже, признания в неспособности разобраться с картой или объяснением машрута от девушек слышать приходилось чаще, чем от парней. Без всякой предвзятости с моей стороны (в детстве-то я достаточно знал девчонок, которые с ориентировались превосходно).

К чему я это всё, вроде бы такой узко-частный момент?
К тому, что отрицанием к утверждению "все A обладают свойством X" будет не "все A свойством X не обладают", а "не все A ...". А у Вас по тексту прямые или косвенные "неправильные отрицания" порой попадаются. Что только портит впечатление от текста, не повышая его убедительности.

А ведь вещи Вы пишите во многом умные и правильные. Очень интересно читать про такой куда более здравый, чем "американского образца", феминизм.

И тем досаднее, что порой, как мне кажется, эмоции несколько перехлёстывают, и начинает выглядеть, будто Вы "старательно отбиваетесь", а не спокойно и взвешенно аргументируете, а порой от обсуждения идей перекидываетесь на обсуждение оппонентов.
amazonka_urals From: amazonka_urals Date: November 9th, 2007 12:44 pm (UTC) (Link)
А вы роль социализации не учитываете? Спортивным ориентированием занимаются дети в 10-12 лет и даже старше. К этому возрасту человек уже в значительной мере успел сформироваться. А вот ребенок в 3-4 года. Вот он лезет по деревянной пожарной лестнице, которая ведет на крышу двухэтажного дома. Первая ступенька, вторая, третья. Лезет мальчик. О, какой молодец, какой храбрый! лезет девочка. Слазь немедленно, куда полезла, упадешь, девочка не должна лазить как пацан! Насколько часто это происходит ? Достаточно часто, я полагаю. Но ведь таким образом ребенку женского пола купируют развитие мозговых центров, связанных с пространственной ориентацией. Ребенок начинает осваивать третье измерение, он понял, что мир трехмерен. А ему мешают. И как это отразится в будущем на его развитии? Ребенка постоянно ограничивают в его стремлении познавать мир, напоминая ему, какого он пола. Часто с самого раннего детства. Так поступают не все родители. Но многие. Отсюда могут быть статистически значимые различия в способностях. У ребенка нарушают развитие ориентации на гравитационное поле, и в будущем он будет ориентироваться преимущественно на зрение. Девочкам в процессе воспитания ущерб наносится уже в самом раннем детстве. Существует статистически значимая разница в уровне вождения мужчин и женщин в темное время суток. В связи с тем, что девочек в детстве больше опекают, у них развивается ориентация преимущественно на зрительные образы, а не на центр равновесия. Я никак не соберусь напечатать "Зависть". Там как раз описывается этот момент - там женщина бежит по темной лесной дорожке, наощупь находя неровности дороги. Никаких затруднений она при этом не испытывает. Напротив, ее это прикалывает. Человек, не получивший в детстве "уроков социализации по женскому типу".
3 comments or Leave a comment