Хозяйка_медной_горы (amazonka_urals) wrote,
Хозяйка_медной_горы
amazonka_urals

Продолжение темы предыдущего поста о распаде СССР.

Собственно в чем основные особенности традиционной культуры? В традиционной культуре социальные роли строго расписаны в соответствии с полом и возрастом членов общества. Существует несколько вариантов этих ролей для различных классов, но все же суть их сводится к определению положения индивида по отношению к репродуктивному процессу. Что означают слова "женщина", "мужчина", мальчик", "девочка", "старик", "старуха" с точки зрения традиционной культуры? Определяют роль того или иного индивида по отношению к репродуктивному процессу, поскольку примат размножения над развитием предполагает наложение ограничений на развитие для значительной части социума, и кому и какие ограничения предписаны, зависит как раз от пола и возраста индивида. Традиционная культура поощряет, в основном, развитие неполовозрелых индивидов мужского пола. Для всех остальных на развитие накладываются жесткие ограничения.
А как должно обстоять дело в рамках культуры, где господствует примат развития над размножением? Логично предположить, что все эти ограничения отменяются. И что же получается? А иногда получаются забавные курьезы. В качестве примера я приведу два рассказа, где описывается та самая советская действительность, в которой как раз присутствуют вот такие курьезы.
http://amazonka-urals.livejournal.com/6174.html Романтика"
http://amazonka-urals.livejournal.com/6408.html "Месть"
В рассказе "Романтика" дедушка из российской глубинки принял тридцатисемилетнюю даму, московскую геологиню, за мальчонку подросткового возраста и попросил ее слазить на яблоню и помочь ему собрать яблоки. Дама охотно исполнила просьбу дедушки, на яблоню слазила, яблоки собрать помогла. ну, а дедушка понял свою ошибку только тогда, когда разговаривал с "мальчонкой", собирая ему корзинку яблок для его "дядек". Оба весело посмеялись и любезно расстались, вполне довольные друг другом, так как оба получили то, чего желали - яблоки. Он - для себя, старого, она - для своих работяг. Прикольный момент, когда героиня заходит в каморку, где они, приезжие геологи, обитают, держа в руке ведро с углем, и видит там незнакомого дедушку, который при виде ее произносит :"А вот и мальчик пришел.". А ее подчиненный покровительственно кладет ей руку на плечо и, называя ее почему-то "Олежеком", посылает помочь дедушке собрать яблоки (о которых бригада давно мечтала). Она совсем даже не прочь это сделать, но зачем весь этот спектакль-то нужен? Почему бы ей не пойти собрать яблоки под своим собственным именем? Зачем же ее "Олежком"-то помбур называет, да еще и дает понять, что она должна подыграть? А если бы не подыграла, а взяла бы да заявила, что она никакой не "Олежек", а начальник этого отряда, то тогда что? А не факт, что в таком случае им удалось бы так мило заполучить корзинку яблок. Дед бы сразу же смутился и ушел. Традиционная культура не допускает, чтобы дама солидного возраста лазила по деревьям, как тринадцатилетний мальчишка. И весь этот спектакль помбур устраивает для того, чтобы можно было и яблочек получить и требования традиционной культуры соблюсти. Это он, помбур, может сказать своей начальнице, что народу требуются витамины и она тут же полезет на ближайшую яблоню, чтобы добыть витамины для народа. А дед-то деревенский этого не поймет. Для него традиционная половозрастная иерархия общества является незыблемой и ему даже в голову не приходит, что ее можно так обыгрывать.
А в рассказе "МЕсть" описывается очень забавное кросскультурное столкновение. Новый рабочий, который прежде работал в торговле и в геологические порядки не врубается, пытается воспитывать начальника отряда, требуя от нее "женского поведения". В конце-концов рассерженная героиня наказывает подчиненного достаточно забавным способом, когда она сидит на ветках яблони, раскачиваясь на них, и спелые яблоки падают на спину обидчика, которого она заставила эти яблоки собирать. Принимать это за женское кокетство просто глупо. Ну где это видано, чтобы женщина в возрасте под 40 кокетничала с мужчиной столько невинным детским способом? Это - способ показать, что тут главный.
Все правильно, все справедливо. Главный в отряде, конечно же, геолог. Но это же советское предприятие, где нет эксплуатации человека человеком и все должны трудиться. Вот все и трудятся. Одни бурят, другие в это время добывают яблоки. Все справедливо. Вот только от традиционной культуры не остается камня на камне, а кто пытается выдвигать требования соблюдения стереотипов, принятых в этой культуре, тот...пидарас и получит яблоком по спине. Немного больно и ... довольно унизительно.
------------
В этой системе человек может встроиться в обществе через выполнение тех или иных функций в производственном процессе. Поэтому отпадает необходимость следовать традиционным ролям. Она - квалифицированный инженер с хорошим образованием, честная советская труженица, которая выполняет и перевыполняет производственный план с отличным качеством, заботится о том, чтобы в коллективе, которым она руководит, царила здоровая атмосфера и товарищеские взаимоотношения, она никогда не отказывается ездить в колхоз на уборку картофеля и регулярно сдает нормы ГТО, она не злоупотребяет спиртным и не курит марихуану, она даже антисоветской пропагандой и то не занимается (мальтузианство не в счет, в Римский клуб входили многие советские ученые и общественные деятели). И все это избавляет ее от необходимости быть тридцатисемилетней женщиной. У нее абсолютно пластилиновый гендер и такой же пластилиновый социальный возраст.
Социальный продукт советского общества, не подпорченный "традиционным воспитанием". Люди рождаются на свет с определенным биологическим полом, но женщинами и мужчинами люди не рождаются. Ими становятся в обществе. Тот "университет" в котором получают "профессию женщины" называется семьей. Героиня этих рассказов в своей семье "профессию женщины" не получила. Она получила профессию геолога, через которую она и вписывается в социум. Вот как-то так.
Через несколько лет Советский Союз развалится. И что произойдет? А произойдет атомизация общества.http://amazonka-urals.livejournal.com/155121.html (Отчего наше общество так атомизировано). Вот и пример. Две незамужник женщины , имеющие детей в постсоветском обществе. Инженер и продавщица. Почему продавщица пропадает, лишаясь московской квартиры и получая вместо нее какую-то халупу во Владимирской области, и инженер выживает и даже умудряется чего-то достичь, по крайней мере приобрести дешевую машину, права, старенький комп и умение хоть как-то с ним обращаться? может быть на продавщиц давление оказывалось больше, чем на женщин-инженеров? Ага, как же.
То зелье, которое вырвалось на свободу после распада советской системы, которое отнимало квартиры у пьющих безмужних женщин-продавщиц, женщин-инженеров готово было просто разорвать на части... Вот только если первые сами были частью того сообщества, которое грабило и отбирало жилье, то вторые все нормы этого общества давным-давно растоптали еще в советское время.
(продолжение потом)
Tags: СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment