Хозяйка_медной_горы (amazonka_urals) wrote,
Хозяйка_медной_горы
amazonka_urals

Про Фрейда.

Фрейда я не люблю с самой студенческой поры, когда друзья с психфака МГУ дали мне почитать его труды. Прочитанное вызвало во мне отторжение и согласиться с тем, что он утверждает, я не могла никак. Ну, во-первых, во мне вызывало резкий протест то, что сексуальный инстинкт Фрейд ставит выше инстинкта самосохранения, с которым неразрывно связаны такие вещи как ориентировочный и оборонительный рефлексы. Ну, не могла я поверить в то, что для человека сексуальные устремления могут быть более значимы, чем его собственное выживание и развитие. Ведь все знают, что без воздуха человек не может прожить и пяти минут, без воды может обходиться всего несколько дней, без пищи - ну, месяца три максимум. Дальше смерть. А вот отсутствие секса ничуть не угрожает сохранности жизни. Секс необходим для выживания вида, а для выживания индивида он не нужен совершенно. Более того, у индивида женского пола инстинкт самосохранении находится в оппозиции к сексуальному инстинкту, так как роды у человека чрезвычайно опасны. Кроме того, длительная беременность, забирающая огромное количество ресурсов препятствует развитию организма. А живое существо в неизменном состоянии находиться не может - либо развитие, либо деградация.
Тем не менее учение Фрейда завоевало умы и оказало огромное влияние на развитие психологической науки. Является ли это случайностью или Фрейд все-таки выразил в своей теории нечто такое, что действительно оказалось чрезвыйчайно значимым в силу каких-то причин? Но является ли то, что он подразумевает под биологической глубинной сущностью человеческого бессознательного действительно биологическим или то, о чем он говорит в своей теории, в действительности культурно обусловлено и относится к весьма глубоким и древним пластам культурных стереотипов, которые в силу каких-то причин оказались на острие проблем?
Что собой представляет то историческое время, когда Фрейд создавал свою теорию? 19 век, Европа. Начало роста продолжительности жизни, начало демографического взрыва в Европе, массовая эмиграция в Америку. Демографическое развитие Европы началось значительно раньше, чем на других континентах. Европа сталкивалась вплотную перед необходимостью снижения рождаемости, но процесс только-только начинался, и то в отдельных странах, к примеру, во Франции. Конечно, возможность массовой эмиграции в Америку снижала растущую социальную напряженность, тем не менее общество было полно предчувствием грозового 20 столетия. Выходят труды Мальтуса, где тревога выражена в гораздо более рациональной форме. С начала неолита с переходом к патриархату секс по сути дела был производительной силой, благо на заре развития цивилизации детский труд использовался очень интенсивно и дети включались в трудовой процесс очень рано. Само рабство зародилось поначалу не в форме рабовладельческого государства, а в форме патриархата. Первыми рабами были женщины и дети. Но к началу 19 века человечество набирает свой первый миллиард и его численность продолжает стремительно расти. И по сути дела секс из источника развития начинает превращаться в угрозу самому существованию.
Теория Фрейда возникла в эпоху смены вех, когда человечество оказалось перед необходимостью смены парадигмы, перед необходимостью отказа от примата размножения над развитием в пользу примата развития над размножением. И эта необходимость по существу является единственным условием выживания цивилизации. Конечно, невозможно признать, что сексуальные устремления являются главным движущим мотивов человеческих поступков. На самом деле теория Фрейда отражает этот самый примат размножения над развитием, зарытый глубоко в человеческом подсознании, закрепленный многовековой культурой, то есть то, что и является патриархатом. Теория Фрейда - это теория умирающего патриархата, страдающего старческими психозами. Популярность Фрейда, очевидно, все же связана с тем, что отразил проблему эпохи, которая является началом фазового демографического перехода.
Учение Фрейда, на мой взгляд, отражает вот этот очень мучительный для человечества момент - смену парадигмы развития. Человек у Фрейда зациклен на сексуальных проблемах не потому, что его природа таким создала, а потому что он живет в эпоху, когда то место, которое секс занимает в жизни, резко меняется, и потому вокруг него сосредоточена тревожность, причем это тревожность коллективного, а не индивидуального бессознательного.
Tags: Злобный феминизм
Subscribe

  • И напоследок. Просто гендерное.

    Что может означать выражение "мальчишка женского пола"7 Это что - гермафрадит , транссексуал или , на худой конец, мужеподобная девушка-лесбиянка…

  • О Фрейде и гендерных стереотипах.

    К сожалению,большинство тех, кто комментировал мой предыдущий пост, не поняли его смысла. Вот одна моя подруга по ЖЖ почему увязала особенности его…

  • Про пьяные рожи за рулем и не только за рулем...

    Ага, тут сегодня тот самый друг , о котором я писала в мае, ну, тот, который в моей шестере бензонасос и карбюратор выкрутил и заменил на неисправный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 170 comments

  • И напоследок. Просто гендерное.

    Что может означать выражение "мальчишка женского пола"7 Это что - гермафрадит , транссексуал или , на худой конец, мужеподобная девушка-лесбиянка…

  • О Фрейде и гендерных стереотипах.

    К сожалению,большинство тех, кто комментировал мой предыдущий пост, не поняли его смысла. Вот одна моя подруга по ЖЖ почему увязала особенности его…

  • Про пьяные рожи за рулем и не только за рулем...

    Ага, тут сегодня тот самый друг , о котором я писала в мае, ну, тот, который в моей шестере бензонасос и карбюратор выкрутил и заменил на неисправный…