Хозяйка_медной_горы (amazonka_urals) wrote,
Хозяйка_медной_горы
amazonka_urals

Category:

Феминизм. Остановите самолет. Я слезу. (часть 3).

Кроме того, "спасителей человечества", предлагающих некий "третий путь", проявляют беспокойство по поводу еще некоторых явлений. Они пишут следующее:
"Глобализация разрушает "естественное" традиционное общество, заменяя его обществом гражданским. В традиционном обществе каждое поколение связано отношениями ответственности с предками и потомками".
Что это ознакает? В чем причина столь сильного беспокойства и чего именно "друзья нашей цивилизации" подразумевают под отношениями ответственности, которая, по их мнению, исчезает в гражданском обществе? 
А рчеь идет вот о чем. В западных обществах, где средняя продолжительность жизни уже переходит через 80-ти летний рубеж, уже обнаружено, что в обществе наблюдается дифференциация по продолжительности жизни, которая положительно коррелирует с женским полом и с высоким уровнем образования. На Западе это явление объясняли тем, что женщины стали меньше рожать, а люди с высоким уровнем образования имеют более высокие доходы и живут в более благоприятных условиях.
    В России средняя продолжительность жизни невысока для современного общества - всего 66 лет, а уровень доходов не коррелирует с уровнем образования. Однако исследования, проведенные в 2005 году Центром демографии и экологии человека РАН показали, что в российском обществе не только существует такая же дифференциация, но, более того, она гораздо глубже, чем на Западе. В исследовании была применена следующая методика. Население было разделено на 6 групп, выделенных по  двум признакам - пол и уровень образования. С помощью данных переписей населения была прослежена динамика продолжительности жизни в каждой из этих групп по сравнению с максимумом 1965 года, когда средняя продолжительность жизни в России достигала 69 лет.
    Анализ показал, что больше всего снизилась продолжительность жизни мужчин с неполным средним и начальным образованием. Продолжительность жизни мужчин со средним образованием также снизилась, но уже в меньшей степени. Снижение произошло также в группе женщин с неполным средним и начальным образованием. Продолжительность жизни женщин с полным средним образованием снизилась очень незначительно. В группе мужчин с высшим образованием никакого сокращения продолжительности жизни не наблюдается. А продолжительность жизни женщин с высшим образованием даже немного выросла. Таким образом, разница по продолжительности жизни в крайних группах составляет более 20 лет (50 с небльшим у мужчин с неполным средним и порядка 77 - у женщин с высшим). В России это невозможно объяснить диффренциацией уровня доходов, значительная часть женщин с высшим образованием представлена врачами и учителями, т.е. людьми с низкими доходами, кроме того, среди женщин инженеров советского периода до сих пор сохраняется высокий уровень безработицы. И в малом бизнесе именно они чаще всего подвергаются риску, как "социально чуждый элемент". Тогда как среди "новых русских" немало людей с очень низким уровнем образования.
    Однако при такой дифференциации очень сильно сдвигаются и границы возрастных периодов, которые мы обозначаем как "молодость", "средний возраст" и "старость", что естественным образом разрушает принятые в традиционном обществе отношения между поколениями, так как представитель старшего поколения может оказаться моложе, чем представитель младшего поколения, поскольку молодость, средний возраст и старость - это прежде всего качественные, а не количественные понятия, имеющие под собой не только социальную, но и биологическую основу.
    Предписываемые  традиционным обществом отношения между поколениями становятся невозможными ,так как они начинают наталкиваться на барьеры естественного происхождения. Под разрушением "отношений ответственности" между поколениями, существующими в традиционном обществе подразумевается просто-напросто генетически предопределенное неравенство перед лицом старости.
    Эти так называемые "отношения ответственности" между поколениями сложились в ту пору, когда средняя продолжительность жизни не превышала 40 лет. Теперь она выросла на планете в среднем до 67 лет, а в некоторых обществах превысила 80-летний рубеж. И вместе с ростом этого показателя углубляется отмеченная дифференциация.
    Противоречия, возникающие из-за несоответствия требований, выдвигаемых традициями, реальной картине, очень ясно показаны в моем рассказе "Зависить", напечатанном здесь, в моем ЖЖ ниже.
    Тот вывод, который следует из этой вещи, состоит в том, что "реальность не такова, какова она должна быть по мнению людей, а такова, какова она есть" - буквально означает, что биохимия живого организма не подчиняется требованиям социума и традиционное общество со своими стремлениями повлять на эту биохимию может идти далеко. (в "Зависти" описывается эпизод, где 48-летняя героиня носится по лесу, догоняя "Запорожец" ради развлечения, как подросток, чем вызывает негодование 33-летнего героя).
    Молодость и старость - это биохимические реакции, протекающие в организме. проблема, которая так беспокоит традиционалистов, связана с тем, что социальные и физиологические аспекты возраста привязаны к разным системам отсчета. Социальные аспекты возраста существуют в системе отсчета, связанной с нашей планетой и временем в этой системе отсчета является земное астрономическое время, измеряемое в оборотах нашей планеты вокруг Солнца. А физиологические аспекты возраста связаны с системой отсчета, которой является сам живой организм, представляющий собой живую саморазвивающуюся систему. И масштабы времени в различных системах отсчета могут не совпадать.
    Разрушение традиционных отношений ответственности между поколениями - это не что иное, как различие масштабов индивидуального времени. Процессы, протекающие в таком сложном организме, как человеческий, не связаны простой функциональной зависимостью с вращением планеты.
    молодость и старость, не имеющие естественной физиологической основы, превращаются в систему пустых требований, предъявляемых индвиду со стороны общества исключительно на основании цифр.
    Заявление типа "что ты прыгаешь, когда тебе уже о душе пора подумать" не считается верхом неприличия в традиционном обществе. Дело в том, что в ту "систему ответственности поколений друг перед другом", которая существует в традиционном обществе, входит в неявном виде и требование своевременно оставить этот мир, освободив место другим поколениям. Потому что в противном случае рано или поздно  возникнет необходимость снижения рождаемости, в результате чего разрушается естественная биологическая основа традиционного общества - высокая рождаемость. Как только накладываются ограничения на рождаемость, так устои традиционного общества начинают шататься, так как они утрачивают свое функциональное значение и предвращаются в набор совершенно пустых требований.
                 (продолжение следует)
Tags: мальтузианство и развитие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 73 comments