Хозяйка_медной_горы (amazonka_urals) wrote,
Хозяйка_медной_горы
amazonka_urals

Category:

Гендер и возраст как форма социального договора

До сих пор наиболее опасной формой экстремизма большинство считают расизм и национализм. Вряд ли можно этому удивляться: ведь в середине прошлого столетия народы Европы едва не совершили над собой коллективное самоубийство, и зачинщиками в этом процессе выступили изобретатели нацистской идеологии. Однако времена меняются, хотя многими это не осознается. Пока немногие сегодня согласятся с тем, что наибольшую угрозу миру сегодня уже несет не национализм и расизм (хотя это вовсе не означает, что расизм стал белым и пушистым), а наиболее агрессивные формы сексизма, и среди них на первом месте стоит исламский фундаментализм. Опасность оного очень долго не осознавалась, прежде всего либералами, и связывалось это с тем, что исламский фундаментализм не является (действительно не является) ни расистским, ни националистическим учением. Ислам может принять человек любой нации и любой расы. Отрицать интернациональность исламского радикализма было бы совершенно несправедливо. Так против чего же он направлен? А что устанавливается с помощью законов шариата? Порядок взаимоотношений между людьми , в том числе и на бытовом уровне, и прежде всего порядок взаимоотношений между людьми противоположного пола. Законы шариата - это прежде всего гендерные законы, очень жестко устанавливающие правила поведения людей в зависимости от их пола. То есть исламский радикализм направлен прежде всего на сохранение того социального порядка, который сложился в условиях патриархальных отношений и готов спалить весь мир, лишь бы этот порядок не разрушился. Но из этого следует, что гендер - это не что иное как форма социального договора. Ведь если бы так формы поведения, которые предписывается соблюдать полам (и прежде всего представительницам женского пола) были природно обусловлены, то не было бы никакой надобности охранять этот порядок с помощью каких-то законов. Тот порядок вещей, который обусловлен природой, охраняется с помощью законов природы и нет никакой надобности каким-то образом этот порядок охранять. река течет вниз и не надо выставлять военные силы и полицию для того, чтобы следить за тем, чтобы она не потекла вверх.
А вот изменить какой-либо порядок вещей можно только в том случае, если он возник в результате того или иного социального договора. Например, когда мы говорим, что мужчины физически сильнее и выносливее женщин, то мы тем самым произносим формулу социального договора. А если мы возьмем какую-нибудь пару совершенно случайным образом выбранных людей, один из которых будет мужчиной, а второй - женщиной, и сравним их по этим качествам, то существует некоторая вероятность того, что женщина в выбранной паре продемонстрирует более высокую физическую выносливость, более того, есть вероятность того, что она окажется сильнее (хотя вероятность такого расклада гораздо ниже, чем вероятность расклада, когда женщина превзойдет своего случайного партнера по физической выносливости). Но такие случаи вызывает бурное негодование у многих... так как они являются как нарушением УСТАНОВИВШЕГОСЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА.
Однако я слышала вчера, как по московскому радиоканалу объявляли о том, что в автобусный парк приглашаются ученики - девушки и мужчины. Сказано было именно так. Ну да, то есть социальный договор, называемый гендером, неизбежно меняется, однако к "мужским социальным занятиям общество готово допустить только молодых женщин". То есть в новом социальном гендерном договоре присутствует такое понятие как возраст.
Я привожу ссылку на лекцию Алексея Левинсона, которая была опубликована на Полит.ру, где он доказывает, что возраст также является предметом социального договора.
http://www.polit.ru/research/2006/01/09/levinson.html
Левинсон говорит о том, что нам неловко признаться в том, что стариковская неадекватность, имеет ли она "объективные" причины или нет, является прежде всего ВМЕНЕННОЙ. Она задана как норма всем участникам ситуации, в том числе и самим старикам. Время старости маркировано тем, что индивид утрачивает существенные атрибуты жизни.
Но я бы сказала, что нередко не сам индивид утрачивает, а другие участники ситуации требуют от индивида, чтобы он подавал сигналы, свидетельствующие о том, что он утрачивает эти атрибуты. Речь, разумеется, идет прежде всего и физических и психических возможностях. Ну, а если индивид своим поведением тем или иным образом "сигналит" о прямо противоположном, то это может вызывать бурное негодование со стороны других участников ситуации и отчетливое стремление привести человека к "социальной норме". Человека, нарушающего возрастные нормы поведения, общество стремится одернуть, и подчас делает это достаточно жестко. В обществе принято иронически относиться к женщине, которая с помощью косметики и одежды пытается преподнести себя как более молодую. Если возрастные границы нарушаются более реальным образом, то реакция может быть гораздо жестче. http://amazonka-urals.livejournal.com/8617.html
.Я ссылаюсь на эту вещь, которая является моей любимой вещью из всех, когда-либо написанных мною.Одна участница ситуации развлекается после напряженного трудового дня, пытаясь догнать Запорожец на темной лесной дороге, который и так через пару минут остановится и подождет ее. Но ей доставляет явное удовольствие сам процесс. И это вызывает бурное негодование ее напарника, который пытается ее одернуть всеми доступными ему средствами. Ну, казалось бы жалко ему что ли, наоборот, ждать не пришлось, он только остановился, а она уже тут как тут и весело смеется. Чего злиться-то? Но она грубо нарушила возрастные границы. Кто имеет склонность к развлечениям подобного рода? Как правило, подростки. В самом отрывке возраст героини не указан, из дальнейшего диалога героев можно лишь сделать вывод, что это - вполне взрослая женщина, способная защищать свои позиции. Но пояснение, что герою этого эпизода 33, а героине 48, здесь отсутствует. Она развлекалась таким образом, который ее напарнику уже НЕДОСТУПЕН, хотя он моложе ее не 15 лет. Он уже не может, наработавшись за день как вол, еще и за машинами на ухабистой дороге гоняться ради шутки, а для нее такой способ развлечься еще совершенно естественен. Она ничего никому не собиралась демонстрировать, она совершила подростковую выходку неумышленно, ей просто хотелось поиграть. До нее сначала даже не дошло, что ее девчоночья выходка может вызвать негодование напарника. Доходит до нее это лишь тогда, когда она начинает твердить о том. что она якобы крайне устала, хотя ее поведение свидетельствует явно об обратном.До нее доходит, что он просто откровенно требует от нее, чтобы она каким-то образом "просигналила" о том, что в ее организме идут процессы старения. Он даже не спрашивает, не устала ли она. Он УТВЕРЖДАЕТ, что она очень устала. С чего бы? А потому что она ДОЛЖНА уставать в силу своего возраста. Когда до нее доходит, что человек, явно от нее социально зависимый, посмел ей заявить о том, что она ДОЛЖНА "сигналить" о том, что в ее организме идут процессы старения, она просто поднимает его на смех. Если человек должен, то он должен кому-то. Нельзя быть должным объективно, то есть никому. Если имеется должник, то обязательно должен быть и КРЕДИТОР. Социальный порядок, называемый "возрастом" и "старением" предполагает передачу места под солнцем от более старого к более молодому. И на человека, который не подает "сигналов" о том, что процессы старения в его организме идут, и его место под солнцем перейдет к кому-то, социальная группа может оказывать очень серьезное давление, используя для этого в том числе и абсолютно криминальные средства.
Эта вещь, которая мною до сих пор так и не дописана, и которая так и называется "Хозяйка Медной Горы", как раз посвящена тому, какими откровенно криминальными подчас бывают те средства, с помощью которых непосредственное окружение человека пытается заставить его стареть. Постсоветское общество, в котором распался существовавший ранее социальный порядок. И представители поколений, именуемых советскими, оказались вытолкнуты из общества. Но человек, которого подвергли социальной депривации, утрачивает социальный возраст, так как он является ни чем иным, как частью социального порядка. У героини нет никакого определенного конкретного возраста, потому что она существует на обочине социума, и связана с ним только через те налоги, которые она платит государству со своего нелегкого бизнеса. Она существует как личность, имеющая определенную историю и определенный социальный опыт. Она существует как физическое существо, живое, в организме которого происходят различные биохимические процессы. И она использует все это для того, чтобы жить, в том числе и для зарабатывания себе на хлеб. Она выживает в этом мире, потому что она молода и у нее имеется избыток сил, и в то же время обладает уже немалым социальным опытом и солидным образованием... Однако сочетание социального опыта и брызжущей энергией молодости не является приемлемым традиционным социальным порядком.Либо опыт, позволяющий создать что-то , чем могут пользоваться другие, либо молодость. Сочетание того и другого неприемлемы для окружающих, которые тоже хотят жить, но сами ничего не могут создать в силу того, что опыт и должный уровень образования еще отсутствуют, а молодость, которая дается человеку для того, чтобы все это приобрести, уже ушла... И таких немало. И они пытаются использовать социальный порядок под названием "гендер" и "возраст", чтобы получить кусок хлеба, за который не надо будет слишком тяжко трудиться...
Действие происходит на рубеже тысячелетий, и тот социальный порядок, который пытается отстоять герой эпизода, обречен, хотя цепляться за жизнь будет еще очень долго... Социальный порядок, при котором молодость, зрелость и старость имели очень четкие и определенные границы, которые можно было очень просто выразить через число оборотов планеты Земля вокруг Солнца, совершенных ею с момента рождения того или иного человека, не может сохраниться в 21 столетии. Процесс демографического перехода обрел черты глобального процесса и он является необратимым. И он неизбежно приведет к тому, что число людей, которых в соответствии с этим социальным порядком следует считать "пожилыми", будет все больше и больше, а тех, кого принято считать молодыми - все меньше и меньше. Но мир , состоящий в основном из стариков, обречен. И будущее возможно только при отказе от социального порядка, который мы привыкли называть возрастом и формировании совершенно иного. Миру нужна молодость, способная щедро разбрызгивать свою энергию , преобразуя пространство. В классической физике пространство и время являются совершенно отдельными категориями. В релятивистской картине мире не существует отдельно ни пространства, ни времени. Они едины и любой вброс энергии в пространство изменяет в нем ход времени... Старая игра, называемая возрастом, отжила свой век, а мир все еще пытается за нее упорно цепляться...
Для того, чтобы мир мог развиваться, ему нужны молодые. Но увеличить долю молодых людей на планете через увеличение рождаемости - задача безнадежная, так как пространство планеты ограничено, Земля не резиновая. Увеличить число молодых и уменьшить число стариков можно лишь через изменение социального порядка, через осознание того, что существующие представления о молодости и старости весьма условны и молодой человек 50 лет ничуть не хуже молодого человека 20 лет... просто существовавший долгие столетия социальный порядок, приспособленный к быстрой смене поколений, связанный с высокой рождаемостью и короткой, в основном, жизнью, накладывал запрет на личное развитие человека после достижения им половой зрелости. Особенно жестко этот запрет действовал в отношении женщин. Естественно, такой запрет неизбежно приводит и к раннему старению. Если человек после 20 лет прекращает приобретать новые навыки и новый опыт, то к 50 он становится стариком... Наверное, в изменившемся мире особо важным правом является право на развитие в любом возрасте, на приобретение новых навыков...
Вот напоследок история, ссылку на которую мне прислала одна подруга по ЖЖ.http://blogga.ru/2009/02/26/roller/
Здесь рассказывается о том, что дедушку оштрафовали за то, что он гонял на роликах в центре города. Дело происходило где-то на северо-западе Британии. Вроде бы законодатели ссылались на то, что местные правила запрещают кататься на роликах в пешеходной зоне. Ну вот мне интересно, были ли до этого в этом городке факты, когда молодых людей или родителей детей привлекали к административной ответственности за то, что те катались на роликах в неположенном месте? Если такие факты были и за езду на роликах уже штрафовали юношей и девушек, а также родителей мальчиков и девочек, то тогда еще ничего. Там, где нельзя гонять на роликах юношам и девушкам, нельзя гонять также и бабушкам с дедушками. То есть если нельзя, то нельзя всем. А вот если юношам и девушкам можно, а дедушкам и бабушкам за это же самое - штраф, то тогда это есть самая что ни на есть мерзкая возрастная дискриминация...И чего-то штраф деду выписали больно большой. Никого не сшибал, ничего не натворил, просто гонял на роликах. Интересно, а какой штраф в этом городке выписывают тем, кто , допустим, в пьяном виде шляется в общественном месте и оскорбляет прохожих, сексуально домогается и к девушкам, и к бабушкам, оскорбляя их при этом в неприличной форме? или в Британии так себя никто не ведет, так только в Москве себя ведут некоторые? Ой ли?
Tags: аналитика, социальное расслоение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments