Хозяйка_медной_горы (amazonka_urals) wrote,
Хозяйка_медной_горы
amazonka_urals

Картина мира.

В голове у каждого человека существует картина мира, в том числе и картина общества , в котором он живет. И в этой картине объект определенным образом упорядочен, он имеет определенную структуру. В качестве каркаса этой структуры используются определенные качества, которые используются в качестве делитетей, позволяющей разделить общество на группы. Главным таким делителем является пол. За ним следует возраст. Дальше уже идут такие качества как имущественное положение, образование, профессия и так далее. Есть еще национальная принадлежность. В соответствии со всеми этими качествами общество предписывает человеку вести себя определенным образом. Диапазон того, что является "нормативным поведением" для того или иного человека, в обществе развитых стран достаточно широк, однако если поведение индивида слишком сильно выходит за рамки того, что понимается под "нормативным поведением" для члена данной социальной группы, то общество пытается осаживать человека, иногда в весьма грубой форме.
Почему пол является главным делителем, объясняется очень просто: культура даже в развитых странах до сих пор несет сильные следы патриархата, хотя в развитых странах самого патриархата давным-давно нет. Ну нет его. Какой же это патриархат, если на одну женщину приходится в среднем менее 1.5 рождения? Помер, болезный. При патриархате жизнь женщины подчинена задаче воспроизводства. Но таких обществ на планете осталось уже очень и очень мало. К чисто патриархальным можно отнести общества , где КСР превышает 6 рождений. Если меньше 5, значит уже начали выделяться группы, где патриархальный стандарт нарушается. А если 3, то такие группы уже обширны.
Однако в социальных ожиданиях общества отражены прошлые его состояния, иногда достаточно далекие. Поэтому влияние патриархата в культуре все еще достаточно сильно, и демонстрация некоторых форм поведения, явно не соответствующая представлениям о представителе данного пола, все еще резко осаживается обществом даже в том случае, если это явно несправедливо с точки зрения действующего закона, ибо закон всегда прогрессивнее, чем традиции.
Общество развитых стран позволяет нынче женщине достаточно много, однако , к примеру, прямое состязание с мужчиной до сих пор многими порицается. Я не буду обсуждать сейчас это снова, поскольку это постоянно обсуждается в различных феминистских сообществах, где. однако, часть женщин также порицает крайние формы отклонения от гендера.
Но я уже говорила, что если в середине 20 века главную угрозу человеческой цивилизации представлял нацизм и расизм, то к концу 20 столетия акценты поменялись и главной угрозой стали наиболее агрессивные формы сексизма и прежде всего крайнее его проявление в виде исламского фундаментализма (исламский фундаментализм - это не нацизм и не расизм, это именно крайне опасная форма сексизма). Но если агрессивный сексизм не спалит планету и мы с ним как-нибудь справимся, то следующей угрозой будут крайние формы проявления агрессивного эйджизма. Я вот в этом твердо убеждена.
Общество крайне болезненно реагирует, если поведение того или иного члена выходит за рамки, принятые в качестве нормативных для социальной группы, к которой он относится. Вот знакомая девушка сказала, что ее начинают порицать за ношение коротких юбок в связи с тем, что ей исполнилось 30 лет. Но если у девушки красивая фигура (не обязательно стандартная, 90-60-90, а просто красивая), то почему она из-за цифры в паспорте должна отказаться от ношения коротких юбок? А потому что юбки короткие являются символом молодости и общество требует от девушки, чтобы она подавала сигналы о том, что она уже начала стареть, а если она в короткой юбке не отличается от более молодых, то она таким образом никаких сигналов не подает. Но юбки - это еще не самое страшное. В конце-концов, одежда является только символом. На самом деле общество требует от человека гораздо большего. Например, я в 28 лет услышала впервые о том, что я в "таком" возрасте не должна делать мостик и садиться на шпагат. Не по возрасту. То есть общество пытается на нас давить, принуждая наш организм запустить процессы старения и запрещает нам слишком явно препяствовать этим процессам. Я в предыдущем посте уже дала ссылку на свой отрывок под названием "Зависть". Там это представлено очень выпукло. Ну, казалось, что такого было в поведении героини, что могло бы вызвать такое сильное раздражение у ее спутника? Машину вытолкнуть помогла, нисколько не обиделась на него за то, что он оставил ее одну в темноте, отнеслась к этому с полным пониманием. Однако он крайне раздражен. В чем дело? А каков возраст героини? Она продемонстрировала поведение, свойственное молодости. Однако ей 48 лет. И именно это так расстроило ее спутника. Она должна "сигналить" окружению о том, что в ее организме уже достаточно интенсивно протекают процессы старения. А от нее никаких сигналов, свидетельствующих об этом, не исходит. Ее поведение слишком явно вышло за рамки, которые являются "нормативными" для данной возрастной группы, и спутник изо всех сил пытается привести ее к "норме". Зачем? Да потому что при таком поведении ее придется исключить из той социальной группы, к которой она принадлежит (женщины, начавшие стареть). А куда ее включать? Ведь если индивид исключен из какой-то социальной группы из-за несоответствия своих качеств, то он должен быть включен в другую. А в какую? В "молодые" общество ни за что не примет, даже мужчин из старших возрастных групп из "молодых" стараются вытолкать, а уж тем более женщин.
Возникает проблема выпадения из референтной социальной группы. Общество начинает чинить препятствия. При этом оно позволяет себе перепрыгивать через образовательные и иные социальные барьеры, член общества, стоящий ниже на социальной лестнице, может себе позволить оказывать давление на члена общества, стоящего на ступеньку выше, если ниженстоящий - мужчина, и возраст его более молодой.Требование "стареть" звучит достаточно жестко. Зачем? Очевидно, здесь дело связано с подступами к социальному лифту. Если женщина , стоящая на ступеньку выше на социальной лестнице, обнаруживает признаки старения, то у нижестоящего мужчины появляется надежда, что она эту ступеньку освободит и он ее займет. Но если она никаких признаков старения не проявляет, то надежда на то, что удастся занять ее место, испаряется. Эта проблема будет стоять, мне кажется, все острее в силу существующих демографических теденций, протекающих в современном обществе. Вот как-то так.
Tags: аналитика, мальтузианство, социальные ожидания
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments